Главное

Электросамокатчиков пора загонять в законодательные рамки

08.08.2024
Оздровская
Анна

Хабаровский юрист Анна Оздровская о ситуации с законодательным регулированием эксплуатации средств индивидуальной мобильности и санкциях, которые необходимо вводить за нарушения:

— Совершенно безответственное и даже опасное управление самокатами на улицах городов — больная тема. Говорят о ней уже не первый год, но пока каких-либо эффективных инструментов на законодательном уровне так и не создано. Надеяться на культуру людей, которые ими управляют, бесполезно. Давно известная истина: чтобы научить людей соблюдать правила нужны жесткие ограничения и санкции.  

Кстати, до массового появления электросамокатов, были велосипеды, которые создавали точно такие же проблемы. Правда их было меньше. А сейчас на дорогах и тротуарах происходит настоящий кошмар.  И пострадавшие граждане, в отличие от участников автомобильного движения, по сути, никак не защищены. Для водителей машин введено обязательное страхование ответственности и точно такие же меры необходимо законодательно закрепить в отношении средств индивидуальной мобильности.

Если вернуться к тем же самым электровелосипедам, то для них сейчас введено регулирование — для управления самыми мощными моделями необходимо иметь водительские права категории М, как для мопедов. А это уже совсем другая плоскость требований и ответственности. Понимая нынешнюю ситуацию с электросамокатами не очень понятно, почему тоже самое до сих пор не применяется к ним. Ведь некоторые их модели развивают не меньшие скорости.
Кроме того, ведь ничего не мешает запретить продажу и эксплуатацию мощных моделей самокатов несовершеннолетним. Сейчас за этим фактически никакого контроля нет — на улицах можно увидеть очень много детей верхом на очень быстрых скутерах, совладать с которыми даже взрослым зачастую непросто. На этом же фоне также законодательно необходимо ввести специальные курсы по управлению электросамокатами, по итогам прохождения которых выдавать специальные права на вождение такой техники.

Слава богу, что с кикшеринговыми компаниями удалось договориться на законодательном уровне — они на уровне программного обеспечения ограничивают скорость своих прокатных электросамокатов до 25 километров в час и даже ниже. А вот частным лицам закон сейчас, получается, не писан. Формально в рознице сейчас торгуют СИМ с заявленными безопасными характеристиками, только вот снимаются все ограничения пользователями достаточно легко и никакой ответственности за это в принципе не установлено. Так быть не должно! Нужны жёсткие меры!  

Самое главное, Россия не первая страна в мире, которая столкнулась с проблемой электросамокатов. Перед глазами есть реально работающие инструменты для эффективного регулирования сферы средств индивидуальной мобильности. Только вот наши законодатели с их введением по неизвестной причине откровенно тянут. Может быть дело в том, что контролировать исполнение законодательства будет некому?
Но ведь есть сейчас те же самые дорожные камеры, которые выявляют правонарушения, после чего выписываются штрафы. Существующие технологии позволяют не только считать номер транспортного средства, но также определить пристёгнуты ли водители или пассажиры, пользуются ли за рулём мобильными телефонами, включены ли фары… Так что мешает настроить их на фиксацию нарушений велосипедистами и самокатчиками, которых на проезжей части тоже немало?

Считаю, что как можно скорее закрепить на законодательном уровне санкции и ограничения для водителей электросамокатов — это жизненно необходимая задача. Нужны и огромные штрафы, и обязательная регистрация средств индивидуальной мобильности, и введение специальных прав. И, конечно же, нельзя забывать о воспитании культуры поведения на дорогах и тротуарах. Всё это государственные задачи! 

По теме