Меня сейчас часто спрашивают: «Почему же вы верите, что на этот раз все будет по-иному?». Да потому, что изменилось время, изменились условия, изменился сам подход к созданию концепции. Она будет пересмотрена. Сегодня на Дальний Восток перемещаются те грузопотоки, которые раньше были «завязаны» на европейскую часть страны. И роль дальневосточных территорий кардинальным образом трансформируется. Речь идет о том, что на Большом Уссурийском вначале нужно построить и ввести в эксплуатацию пункт пропуска, открыть грузопоток, привлечь бизнес, начать туристический обмен. Вся красота – ипподромы, аквапарки и прочее – подтянется потом, если нужно.
Китайская сторона уже согласовала классификацию пункта пропуска как грузопассажирского. И это будут прямые ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сегодня мы видим, что поток туристов через границу РФ и КНР постоянно растет, укрепляются образовательные и культурные связи. Все больше и больше проходит совместных мероприятий, фестивалей. Открываются новые возможности для нашего экспорта.
Несомненно, было бы неверно ориентировать Большой Уссурийский только на экспортно-импортные операции. Есть огромное количество сфер, в которых мы можем взаимодействовать с китайскими партнерами: экология, инновационные научные разработки с международным статусом, развитие образовательных и логистических проектов, организация совместных промышленных предприятий с использованием льготных режимов.
Крупный бизнес тоже заинтересован в возможностях Большого Уссурийского. Свои намерения по использованию пункта пропуска для отправки груза в КНР изъявил, например, известный производитель кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов компания «Технониколь». Когда бизнес хорошо понимает, как в ближайшие 15, 20, 30 лет будет «работать» территория, это становится решающим фактором в принятии решения инвестировать в нее. Поэтому при создании концепции развития Большого Уссурийского так важна работа с предпринимательским сообществом. Именно ему строить здесь предприятия, реализовывать проекты. Чтобы определить, какая нужна инфраструктура, необходимо получить обратную связь от бизнеса. Ведь даже разная номенклатура грузов подразумевает разные складские и перерабатывающие мощности.
Придется учитывать нагрузку на коммунальные сети, сегодня на острове большая проблема с водой. Надо заняться транспортной инфраструктурой. Это значит, что потребуются дополнительные развязки, стоянки, где дальнобойщики смогут оставить свои фуры. Если мы рассчитываем на грузопоток не только из Хабаровского края, но и из сопредельных регионов, то нужна придорожная инфраструктура, гостиницы, сети общественного питания, базы технического обслуживания – это как раз и есть перспективные ниши для развития малого бизнеса.
Трасса «Обход Хабаровска» станет одним из элементов этого большого проекта. Но она не идет прямо на остров, там есть и участок дорожной городской инфраструктуры. Огромные колонны фур направятся на Большой Уссурийский через мост, через дороги Хабаровска. Все это нужно будет учитывать в связке с потребностями и возможностями города, недаром проект развития острова Большой Уссурийский попал в мастер-план развития краевого центра.