Главное

Отрезвление только наступает

29.04.2020
Братухин
Олег

Председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании», член межведомственной рабочей группы Росрыболовства Олег Братухин о настоящей пропасти между верфями России и Китая:

- Руководство страны поставило задачу строительства высокотехнологичного рыбопромыслового флота на отечественных верфях и этот вопрос многократно обсуждался на различных уровнях - как нашим верфям построить десятки траулеров, сейнеров и других типов рыболовных судов.

Шапкозакидательское настроение руководства «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК), которое было ему присуще в предыдущие годы, сегодня, когда строительство промыслового флота под инвестиционные квоты уже началось и столкнулось с суровой российской реальностью, проходит.   
Причем отрезвление только наступает, несмотря на то, что эксперты на протяжении десятилетия твердили: рыболовный флот — это вершина технически сложного гражданского судостроения, которое в России практическо умерло, и это много раз пытались донести до ответственных чиновников Минпромторга, Минсельхоза и Минвостокразвития. 
Я посещал судостроительные заводы Китая, в качестве примера приведу верфь, которая находится далеко за пределами первых десятков верфей КНР. 

Это частное предприятие с 20% долей государственного участия, создано в середине прошлого века и сейчас уже считается «старой». Специализируется на заказах до 50 тыс. тонн, занимает площадь около 30 га и имеет около 2 тыс. постоянных работников, включая около 300 человек ИТР и нанимает дополнительно до 4 тыс. временных рабочих.

Так вот эта относительно небольшая верфь в 2018 году построила и сдала заказчикам более 100 единиц крупно- и среднетоннажных рыбопромысловых судов различного назначения.

Пассажирские суда достраивает завод в китайском Харбине
23 марта 2020, 11:30 0

Выделю тот факт, что срок постройки рыболовного судна в зависимости от его сложности и комплектации занимает до 12-15 месяцев. 
Мы были на китайской верфи в октябре 2019-го и видели на стапелях и достроечных местах наблюдали более 30 рыболовных судов разной степени готовности.
Таким образом годовой объем строительства судов рыболовного флота в 2019 году на одной небольшой верфи, вероятно, тоже превысил 100 единиц. Вся Россия столько не построила за 30 лет.  
Я три десятка лет наблюдаю за верфями КНР и вижу, как растёт технический уровень строящихся рыболовных судов. Ещё недавно китайским рыболовным судам было далеко до западных образцов, но сегодня большую часть этой огромной пропасти они преодолели. Новое поколение промыслового флота КНР имеет качественно иной дизайн, высокие общепроектные и технические характеристики, мощное промысловое оборудование и значительную энерговооруженность. И все они, особо подчеркну, строятся по собственным, китайским проектам.

ЭксклюзивЭкономика
Главные правила промысла и любительской рыбалки определят через неделю
17 апреля 2020, 12:30 0

Разница же в построечной цене между европейскими и китайскими верфями космическая - в четыре-шесть раз. Её основой стала высочайшая производительность труда китайских судостроителей, выстроенная внутренняя и внешняя логистика и современные методы организации производства. Важнейшей составляющей является то, что абсолютно все оборудование  от болта до двигателя и материалы – китайского производства. В России же сборка судов остаётся делом штучным и от этого невозможно дорогим.
С этих позиций как-то даже неудобно за нашу стану. Мы всем государством ломаем голову, как построить на всех отечественных верфях сорок среднетоннажных краболовов за 5 лет. 

А их, если привлечь к решению задачи наших соседей, можно построить на одном дальневосточном заводе за три года и мы предлагали такой вариант, и китайцы согласны его проработать.

И для меня полной неожиданностью стало даже не непонимание, а категорическое отрицание такой возможности нашими чиновникам.
Но глядя на эту пропасть между нами и китайцами лично я понимаю, что вымучиванием единичных заказов, выполняемых по неконкурентоспособной цене и в совершенно немыслимые сроки нашими полуубитыми заводами, как это происходит сегодня, невозможно решить задачу, поставленную руководством страны. Необходим технологический рывок, который невозможно совершить без привлечения зарубежных специалистов - как, например, это произошло у нас в автомобилестроении.

По теме