Главное
75 лет Победы, 23 марта, 15:30

Из финского лагеря в «сыновья полка»

Военная история Ивана Евсеева

Из финского лагеря в «сыновья полка»
Фото: архив И.Евсеева
Великую Отечественную войну Иван Евсеев встретил девятилетним мальчиком. Семья, состоявшая из родителей, двух сестёр и четверых братьев, проживала в городе Сортавала, что в Республике Карелия, на границе с Финляндией. Город лишь годом раньше перешел к СССР от Финляндии по итогам Зимней войны.

Утренний велосипед

- Родители одну из комнат сдавали капитану, его сынишка днями напролёт гонял по двору на велосипеде, не пуская никого за руль. Тогда я решил проснуться раньше других, без спроса одолжить транспорт и вернуть так, чтобы никто не заметил. Это было утро 22 июня 1941 года, - рассказал Иван Федорович ИА «Хабаровский край сегодня». - На рассвете выбежал на улицу, взгляд упал на дорогу – по ней шагали тысячи советских солдат в касках, с оружием.

Они не пели, царила непривычная тишина.

«Мама, смотри, солдаты!» - крикнул я.

Через несколько часов началась эвакуация, хотя финские войска в перешли границу несколькими днями позже. Мужчины, включая отца Евсеева, были призваны на фронт. Остальные, в спешке снарядив повозки, покинули город, направившись в сторону Ленинграда.
- Наш путь был недолгим. Однажды ночью в городе Питкяранта - на берегу Ладожского озера, над головой начали летать снаряды. Все бросились в сторону чащи в поисках укрытия. Когда выбились из сил, мама решила затаиться под раскидистыми лапами поваленной ели. Крепко прижав двухлетнего брата Колю к груди, она лежала на земле лицом, как и я, не шевелясь. Постепенно перестрелка утихла, и на нас набрели прочёсывавшие территорию немцы. Подумав, что опасности мы не представляем, на время отпустили.

ns2.jpg 
Финские войска входят в советский город. Кадр из х/ф "Неизвестный солдат", Финляндия, 2017


  Выйдя из леса, маленький Ваня увидел сотни убитых солдат.
- Один из них лежал по-богатырски, не выпуская винтовку из рук. По полям разносился рёв быков, почуявших запах крови. Первое время после пережитого страха я, по словам матери, спал с открытыми глазами.

Появившаяся финская полевая жандармерия всех собрала и отправила в ближайшее село, а затем в финский лагерь.

Заячье озеро


Заключённые называли свою тюрьму, заточившую их на три года, Заячьим озером. Это был обычный гарнизонный посёлок в лесу. Когда-то здесь жили люди, которые возводили линию Маннергейма.

На пригорке стояло семь невзрачных унылых бараков, в них поселили порядка 700 пленных.
- Питались скудно - утром кипятком, в обед супом с картофелем, на сутки полагалось 300 граммов хлеба на человека, который готовили сами пленные. Полная повариха с утиной походкой, которую называли по-русски бабушкой, жалея ребятишек, приносила объедки финских солдат. Но этого не хватало, заключённые испытывали постоянный голод. Младенцы и маленькие дети очень скоро превратились в рахитиков - чудовищ с огромными головами, вспухшими животами, руками, похожими на плети. Напуганные внешним видом, финны начали давать им по стакану молока.

Ветеран тыла Полина Аруева - о военной юности в нанайском селе Джари
02 мая 2018, 10:00 0



Как рассказал Иван Евсеев, крепких мужчин и женщин заставляли работать на финских «хозяев»: копать огороды, таскать воду, стариков отправляли рубить лес.
- Детей до десяти лет сгоняли на обучение. Думаю, они полагали, что, перевоспитав, можно заставить забыть Родину. Изучали Библию, которой мне частенько прилетало за непослушание по голове, песни на финском языке.

В сезон ребят водили собирать для финских солдат ягоду. И если морошкой, брусникой можно было немного подкрепиться, черника, как ягода предательская, выдавала содеянное по «муста шу» - чёрному рту, за что приходилось получать сильные оплеухи.
- Но это была единственная возможность проникнуть в лес. - Во время очередного похода насобирал грибы, в тайне принёс в барак, предложив маме их сварить. Сам встал на страже, проследить, чтобы не нагрянули солдаты. Прокараулил. Здоровенный сержант, озлобленный после ранения в бою, вошёл в дом. «Мама, солдат, спрячься», - крикнул я, но было поздно. От нанесённых ударов по пояснице через два дня ее не стало.

Предатель


Когда Красная Армия стала наступать, пленные услышали приближавшуюся к лагерю артиллерийскую канонаду.
- Женщины выходили на улицы, крестились: «Господи, наши идут!».

Тогда финны в срочном порядке погрузили заключённых на подводы и повезли вглубь страны, на полуостров Ханко.
- Однажды, когда нас строем вели к Балтийскому морю искупаться, чтобы избавиться от вшей, увидели солдат в немецкой форме. Один из них пытался запрячь лошадь, но она не слушалась, извивалась, тогда он ударил её сапогом по животу и выругался по-русски. «Дяденька, вы русский?» - обрадовавшись, спросили мы, а он, увидев исхудалых детей, которых вели под конвоем, оторопел и, гонимый стыдом, убежал. То был предатель, солдат власовской дивизии.

konclager_deti_2_e1460364726921.jpg

Финский концлагерь в Петрозаводске

- Финны не хотели воевать. Мы в этом убедились, когда стало известно о капитуляции Финляндии. «Кайке! Сота Лоппу!» – радостно кричали охранники и солдаты, что означало «Конец войне!». Некоторые даже бросились обнимать заключённых.

Позже в лагерь приехали представители международного Красного Креста, откормили освобождённых мясом и маргарином, дали деньги – марки, выдали одежду. Ване достался красивый финский френч: чудная шапка и штаны необычного фасона.

Шёлковый путь

- После карантина со старшим братом Леонидом и младшим Колей вернулись на Родину в Сортавалу. На месте города было чистое выжженное поле. Леню забрали в армию, Колю пристроили в детский дом. Мою же судьбу решила случайная встреча. Как-то раз увидел мальчишку в военной форме – это был так называемый «сын полка». Он подсказал, что можно найти приют в армии. «Возьмите меня служить», - выпалил я, найдя начальника штаба дивизии полковника Решетова.

За три дня на 13-летнего осиротевшего подростка пошили форму солдата, определили в роту связи, где он был счастлив и сыт.

К слову, в ту пору Красная Армия приютила тысячи осиротевших мальчишек.

ЭксклюзивМнения
Татьяна Андрияшка – о своей войне и своих матерях
03 мая 2018, 10:07 0


В начале апреля 1945 года дивизию по тревоге перебросили на Дальний Восток. Две недели проходили сражения с Японией.

Затем Ваню решили направить учиться в суворовское военное училище, но добраться до него так и не удалось.
- Освободив Маньчжурию, некоторые набрали множество трофеев, среди них тысячи метров шёлковой ткани. Интендант, которому поручили меня пристроить в училище, отправляясь домой, взял с собой сумки ткани. Меня же прихватил как помощника, я должен был следить за грузом. По прибытии в Вологду он попросил подождать на вокзале ушел и так и не вернулся. Убедившись, что он не вернётся, подался в ближайший военкомат.

Оттуда Ивана Фёдоровича определили в автобат, где осуществилась починка машин. Затем в дивизию в оркестр, где он изучал нотную грамоту. Позже поступил в военное училище в Тбилиси, по окончании которого служил в погранвойсках в Калининграде, а затем на Дальнем Востоке.

Демобилизовался Евсеев в звании майора, а поскольку супруга Галина была родом из Хабаровска, сюда и переехали жить. 44 года Иван Фёдорович преподавал в ХабИИЖТе (ныне университет путей сообщения). Через него прошли свыше семи тысяч учеников.

До сих пор он служит на благо университета. Сейчас он заведующий лабораторией, председатель совета ветеранов.

И всё же воспоминания тех лет во времени не растворяются.
- Страшно лишиться Родины. Родину нужно ценить.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме