Главное

Экзамен на честность, или Воровство начинается со списывания

16.05.2017
Кузнецова
Алла

Если кто-то думает, что ЕГЭ – это всего лишь проверка знаний выпускников в школах, то я бы добавила к этому еще одну существенную характеристику. При всех минусах единого госэкзамена – это очень мощная, я бы сказала - силовая - часть формирования нравственности в нашем обществе.

Что я имею в виду? Вот на днях мне рассказали историю: молодая женщина, у нее детский развивающий центр на первом этаже многоэтажного дома в Хабаровске. За 8 тыс купила машину земли, чтобы обустроить палисадник. Вместе с детьми они рассыпали эту землю, садили деревца, приводили в порядок территорию возле дома. А тут появляются какие-то люди и растаскивают эту землю ведрами.

Она не успокоилась, вызвала участкового, нашли воришек. Оказалось, хозяин ларька, стоящего неподалеку, за 2 пирожка нанял гастарбайтеров, чтобы те ему принесли землю для клумбы. И, рассказывая об этом, женщина говорит: «Я забыла, что такие люди существуют, я с ними давно не сталкивалась, в моем космосе их нет, а тут увидела это жлобство».

Откуда это: если лежит – надо украсть? Сплошь и рядом такое: плохо лежит – значит, ничьё. Воровство базовое начинается именно с нечестности, а списывание в школе – это и есть нечестность.

Нам нужно бороться со списыванием. На всех уровнях - на школьном, на вузовском, когда ни одна работа не берется чужая. У нас в стране пока, к сожалению, лишь в одном вузе – Высшей школе экономики – за плагиат научных работ сразу отчисляют.

Если мы такую войну не объявим, ничего хорошего в будущем не увидим. Эта тяга к списыванию, к тому, чтобы воспользоваться плодами чужого труда, пронизывает все, как споры грибов. И мы обязаны противостоять этому.

Знаете, я боюсь ходить к врачам, которые не сдавали ЕГЭ. Боюсь инженеров, которые списывали контрольные в школе, - у них ракеты падают.

Прежняя система давала достаточно образованных и грамотных людей. Но я работала в школе, и понимаю, как ставились оценки. Например, есть ученик: хороший мальчик, старательный, взял усидчивостью, зубрежкой. Из разряда тех, у кого к пятому классу не сформировалось абстрактное мышление, и компенсировать это можно только заучиванием, бессмысленным и беспощадным. И вот вижу, что ребенок очень старается, но не соображает, не тянет. А учитель все равно «нарисует» ему тройку. А если он еще и подойдет дополнительно, скажет: «Дайте мне рефератик написать», из книжки какой-нибудь спишет, ему убогонькому – еще и четверку поставят.

Сейчас это исключено. ЕГЭ выявляет только «сухой остаток» - есть знания и способность с ними работать, либо нет.

И когда ЕГЭ ругали за тесты, где гипотетически можно случайно попасть в правильный ответ, то теперь уже не за что эту систему укорять. Она идеально вписывается в концепцию нового образования. Мы же заявили, что должны выпускать из школы людей, способных продолжать развиваться, учиться, мыслить и самое главное – применять полученные знания. Сейчас ЕГЭ проверяет именно то, как дети понимают то, чему их учили.

По теме