Доктор исторических наук, завкафедрой отечественной и всемирной истории ПИ ТОГУ Валерий Тимошенко о правильных учебниках и учителях:
- Большие перемены объявлены в подходах к историческому образованию в России после того, как на сомнительное качество некоторых учебников истории обратил внимание в своём апрельском послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин. Его возмутил факт, что в одном из пособий для колледжей отсутствовало даже упоминание Сталинградской битвы. Немедленно Минпросвещения отрапортовало о скорой замене раскритикованных главой государства учебников, об ужесточении контроля за тем, какие факты прошлого приводят авторы учебных пособий по истории, как их интерпретируют.
Но ведь об этом мы, профессиональные преподаватели истории, говорим уже много лет. Во все колокола бьём! Пару лет назад у нас проходил съезд учителей истории. Тогда все эти проблемы были озвучены профильному министерству. Но, похоже, движение началось только после того, как в ситуацию вмешался президент. Сейчас, после прозвучавшего послания, очень хорошо было бы ещё раз собрать съезд учителей истории, чтобы выслушать советы работающих с детьми и студентами профессионалов – людей от земли.
В апреле этого года из жизни ушёл в очень солидном возрасте замечательный французский историк Марк Ферро. В 80-х годах прошлого века он написал книгу «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». Она
доступна в хорошем русском переводе. Ферро приходит к главному выводу, что основная задача любого учебника истории – воспитание, а не просто донесение каких-то фактов. Каждая страна старается сделать такими пособия по истории для детей, чтобы они прививали чувства патриотизма, уважения к своему народу, любви к своей родине.
Хабаровский историк Юрий Ефименко о малоизвестных фактах Советско-Японской войны
02 сентября 2020, 14:00 0
Проанализировав огромное число исторических учебников очень многих стран, Марк Ферро пришёл к выводу, что в Советском Союзе (книгу он писал ещё до развала СССР) учебники истории носили самый системный характер, давали самые глубокие знания школьникам. Он говорил: уберите идеологическую шелуху и это будут лучшие учебники истории в мире.
Учебник истории был един для всей страны. Сейчас свобода, школам сказали – выбирайте. Существует масса учебников. На мой взгляд, этого быть не должно. Учебник истории должен быть един для всех, утверждённый министерством просвещения и все по нему должны учиться.
В 90-е годы решили, что надо детям говорить правду. В учебники истории вставили много негативных моментов из нашего прошлого. Но я очень часто по научной работе бывал за границей. Например, подробно знакомился с американскими учебниками истории. Там вы нигде не найдёте того, чтобы они «посыпали голову пеплом» за уничтожение индейцев, за огромные жертвы среди мирного населения во Вьетнаме и так далее. Ничего подобного там нет! Там воспитывается только гордость за свою страну.
Я всегда говорю: история есть как наука, а есть как школьный предмет. И эти стороны нужно различать. Оставьте все негативные и спорные моменты профессионалам! Пусть с ними разбираются историки. Для школьников учебное пособие по истории должно носить сугубо положительный характер. Учебник должен воспитывать гордость за свою страну.
По моему мнению, старшеклассникам ещё можно рассказать о том, что был ГУЛАГ, о репрессированных. Но детям в младших классах об этом говорить не надо!
Но что мы наблюдали в последние десятилетия? В стране систематически уничтожается система исторического образования. На нашем факультете мы готовим учителей истории. И за 20 лет у нас внедряется уже четвёртый государственный стандарт. И в каждом часов на обучение истории выделяется всё меньше и меньше. И это для тех, кто потом будет учить этому предмету детей!
Он продолжит курс о прошлом Дальнего Востока в древности и средние века
09 марта 2021, 15:30 0
У нас теперь нет часов на спецкурс, например, по Великой Отечественной войне, по региональному компоненту – истории Дальнего Востока. Эти часы отдали на практику. Теперь студенты сидят контролёрами на ЕГЭ вместо того, чтобы учиться.
Более того, по новому госстандарту, я - как заведующий кафедрой, которая обеспечивает образовательную программу по истории - обязан взять 10% людей, никак не связанных с вузом, так называемых «потенциальных работодателей»: чиновников министерства, практикующих школьных учителей – вместо профессиональных историков! У нас работала доктор наук, которая специализировалась исключительно на методике преподавания истории, один из лучших специалистов в стране. По новому стандарту я был вынужден её уволить и принять на её место школьного учителя, это абсолютный абсурд!
Мы угробили методику преподавания истории, как науку. Откуда берутся такие стандарты? На Запад ориентируемся? Так не надо этого делать. Я был в Европе и Америке, у нас знания по истории давались гораздо глубже и гораздо серьёзнее. И пока ещё даются.
Единственное, что обнадеживает – внимание президента, которое он обратил на качество исторического образования. Очень надеюсь, что это повернёт разрушительный процесс вспять и поможет вернуть то качество исторического образования в нашей стране, которое когда-то было в советские времена.