Школьник, убери свой телефон!
Директор хабаровской гимназии №5 Эдуард Перепечай о том, почему смартфону в школе не место:

- По новым санитарным правилам детям на уроках запрещено использовать личные мобильные телефоны - такое решение было принято Роспотребнадзором. Идея хорошая. И мы не первые, кто ею воспользовался. К примеру, во Франции подобный закон, предполагающий отказ от использования в школах электронных устройств, приняли ещё в 2018 году.
Понятное дело, что связаны нововведения в первую очередь с заботой о здоровье детей. Экран телефона, какой бы он ни был модели, небольшой, что говорить о размере шрифта, разумеется, поиск информации через гаджет негативно влияет на зрение.
Подтверждали негативные последствия и многочисленные исследования. Так, в сентябре 2019 года поделились наблюдениями ученые из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. В течение 14 лет специалисты изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, выяснилось, что у участвующих детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, повысились показатели утомляемости.
 Поэтому вряд ли кто-то решится спорить, что принятие таких санитарных нововведений – дело важное и нужное. Но на деле не всё так просто. Механизм реализации новшества в образовательной системе не разработан. В настоящее время это бремя легло на образовательные учреждения и тех, кто их возглавляет.
А ведь школе, не имеющей опоры на законодательные разъяснения, чтобы внедрить систему нужно действовать на свой страх и риск. К примеру, некоторые учреждения пытаются проводить сборы гаджетов перед уроком. Учителя ставят коробки, куда учеников просят сложить телефоны, что, разумеется, незаконно. К тому же малоэффективно - зачастую дети отдают гаджет старой модели, а основной используют. Не защищены преподаватели и от негативной реакции ребенка и его родителей. Поэтому, я считаю, что было бы правильно определить механизм этого решения на государственном, краевом или хотя бы муниципальном уровне. Ну а пока учреждения вынуждены нащупывать свой путь введения ограничений самостоятельно, раскрою опыт нашей гимназии № 5. Мы отказались от использования детьми смартфонов на занятиях много лет назад и на это были причины.
Начну с того, что занимаю я должность директора гимназии №5, страшно подумать, двадцать лет, до этого несколько лет был завучем по воспитательной работе. Пришлось застать появление первых пейджеров и кнопочных телефонов – «Nokia» и «Siemens», которые современным школьникам покажутся примитивными. Тем не менее, уже тогда время от времени начали вспыхивать конфликтные ситуации: во время уроков раздавались сигналы, дети отвлекались, зависая в сообщениях, уроки срывались. 
Несмотря на то, что первые девайсы были не такими дорогостоящими, приобрести их могли далеко не все ученики, это влияло на общую атмосферу взаимоотношений в классе. Дети ссорились, мерились возможностями. Заняв в 2001 году должность директора, на первом же совете гимназии с привлечением представителей родительской общественности, учеников старших классов поднял на обсуждение этот наболевший вопрос. После бурных прений, решили, что использование телефонов и пейджеров во время уроков недопустимо. Подготовили приказ, с которым ознакомили всех детей под роспись.

Благодаря этому появились и довольно эффективные рычаги воздействия. Если ученик доставал телефон во время урока – его отправляли к директору на беседу. Повторялась ситуация – девайс забирали и убирали в сейф до прихода родителей. Такая практика принесла хорошие плоды. Уроки восстановились, а психолог, отслеживающий общую тенденцию взаимоотношений между учащимися, отметил, что к концу года наладились взаимоотношения в коллективах школьников.
И вот несколько лет назад неожиданно возникла еще одна проблема на почве распространения смартфонов. Проходя по школьному коридору во время перемены, я стал свидетелем пугающей картины: все ученики класса сидели на полу заворожённые каким-то действом в гаджетах. К этому времени зафиксировали и резкое снижение успеваемости детей. Как рассказали учителя, во время перерыва, предназначенного для отдыха, дети в виртуальном мире рубились в стрелялки. Кончено, игры, основанные на убийстве, положительного воздействия на состояние психики детей оказать не могут. Школьники были возбуждены, агрессивны и рассеяны. Им требовалось более 10-15 минут после звонка, чтобы вникнуть в тему занятия.
Больше всего обеспокоила ситуация родителей, они-то и обратились ко мне с инициативой распространить отказ от телефонов и на время перемены. После того, как мы внесли изменения в приказ, а дежурные учителя начали контролировать его исполнение, появилась положительная динамика. Дети постепенно переключались на живое общение. Чтобы занять детей, в коридорах установили шахматы и шашки, а в теплое время на асфальте школьного двора рисовали лабиринты, классики.
Отразились наши старания и на учебе. Так как мы языковая гимназия, для нас показательно, что уже в следующей четверти по сдаче зачетов по языкам, да и другим предметам, успеваемость возросла более чем на 40 %. Чем не результат? Я придерживаюсь мнения, что телефон в школе, если и необходим, то исключительно для связи. В таком случае, пусть он будет кнопочным, не отягощенным возможностями выхода в интернет и современными играми.
«Ну, а как же прогресс?» – спросите Вы. Никто и не исключает использования современных технологий на занятиях. Напротив, я уверен, что доска и мел уходят в историю. В каждом классе в настоящее время стоит проектор.

В большинстве современных школ у детей есть возможность обучаться с помощью гаджетов - планшетов, ноутбуков. Периодически Минпросвещения организует поставки техники в образовательные учреждения. Прошлым летом мы получили два мобильных стационарных комплекса, они включают огромные телевизоры, 15 нетбуков и учительский ноутбук. Каждый учитель по предварительной заявке может попросить занять кабинет, где установлен комплекс, или переместить передвижной экран в необходимый кабинет. Также имеются несколько мобильных комплексов в начальных классах.
На современных занятиях учителя, объединяют школьников общей информационной сетью, проводят опросы, тестирования выполняют общие индивидуальные задания и викторины. Плюс школьных гаджетов состоит в том, что ребенок, вынужден направлять все внимание исключительно на учебу. Ведь допуск к большинству посторонних ресурсов ограничен.
Кстати, допускается использование в учебном процессе и личной техники. К примеру, чтобы не носить рюкзак с шестью тяжелыми учебниками, разрешаем использование ноутбуков с электронными версиями необходимой литературы.

Получается, шагать в новое время нужно, но следует при этом подключать голову, а иначе можно и не заметить, как внедряя прогресс потеряешь самое главное – качественное образование и простое доброе общение.
Школьник, убери свой телефон!
Автор:

Директор гимназии № 5 Эдуард Перепечай о том, почему смартфону в школе не место  

Школьник, убери свой телефон!

03.03.2021
Перепечай
Эдуард
Директор хабаровской гимназии №5 Эдуард Перепечай о том, почему смартфону в школе не место:

- По новым санитарным правилам детям на уроках запрещено использовать личные мобильные телефоны - такое решение было принято Роспотребнадзором. Идея хорошая. И мы не первые, кто ею воспользовался. К примеру, во Франции подобный закон, предполагающий отказ от использования в школах электронных устройств, приняли ещё в 2018 году.
Понятное дело, что связаны нововведения в первую очередь с заботой о здоровье детей. Экран телефона, какой бы он ни был модели, небольшой, что говорить о размере шрифта, разумеется, поиск информации через гаджет негативно влияет на зрение.
Подтверждали негативные последствия и многочисленные исследования. Так, в сентябре 2019 года поделились наблюдениями ученые из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. В течение 14 лет специалисты изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, выяснилось, что у участвующих детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, повысились показатели утомляемости.
 Поэтому вряд ли кто-то решится спорить, что принятие таких санитарных нововведений – дело важное и нужное. Но на деле не всё так просто. Механизм реализации новшества в образовательной системе не разработан. В настоящее время это бремя легло на образовательные учреждения и тех, кто их возглавляет.
А ведь школе, не имеющей опоры на законодательные разъяснения, чтобы внедрить систему нужно действовать на свой страх и риск. К примеру, некоторые учреждения пытаются проводить сборы гаджетов перед уроком. Учителя ставят коробки, куда учеников просят сложить телефоны, что, разумеется, незаконно. К тому же малоэффективно - зачастую дети отдают гаджет старой модели, а основной используют. Не защищены преподаватели и от негативной реакции ребенка и его родителей. Поэтому, я считаю, что было бы правильно определить механизм этого решения на государственном, краевом или хотя бы муниципальном уровне. Ну а пока учреждения вынуждены нащупывать свой путь введения ограничений самостоятельно, раскрою опыт нашей гимназии № 5. Мы отказались от использования детьми смартфонов на занятиях много лет назад и на это были причины.
Начну с того, что занимаю я должность директора гимназии №5, страшно подумать, двадцать лет, до этого несколько лет был завучем по воспитательной работе. Пришлось застать появление первых пейджеров и кнопочных телефонов – «Nokia» и «Siemens», которые современным школьникам покажутся примитивными. Тем не менее, уже тогда время от времени начали вспыхивать конфликтные ситуации: во время уроков раздавались сигналы, дети отвлекались, зависая в сообщениях, уроки срывались. 
Несмотря на то, что первые девайсы были не такими дорогостоящими, приобрести их могли далеко не все ученики, это влияло на общую атмосферу взаимоотношений в классе. Дети ссорились, мерились возможностями. Заняв в 2001 году должность директора, на первом же совете гимназии с привлечением представителей родительской общественности, учеников старших классов поднял на обсуждение этот наболевший вопрос. После бурных прений, решили, что использование телефонов и пейджеров во время уроков недопустимо. Подготовили приказ, с которым ознакомили всех детей под роспись.

Благодаря этому появились и довольно эффективные рычаги воздействия. Если ученик доставал телефон во время урока – его отправляли к директору на беседу. Повторялась ситуация – девайс забирали и убирали в сейф до прихода родителей. Такая практика принесла хорошие плоды. Уроки восстановились, а психолог, отслеживающий общую тенденцию взаимоотношений между учащимися, отметил, что к концу года наладились взаимоотношения в коллективах школьников.
И вот несколько лет назад неожиданно возникла еще одна проблема на почве распространения смартфонов. Проходя по школьному коридору во время перемены, я стал свидетелем пугающей картины: все ученики класса сидели на полу заворожённые каким-то действом в гаджетах. К этому времени зафиксировали и резкое снижение успеваемости детей. Как рассказали учителя, во время перерыва, предназначенного для отдыха, дети в виртуальном мире рубились в стрелялки. Кончено, игры, основанные на убийстве, положительного воздействия на состояние психики детей оказать не могут. Школьники были возбуждены, агрессивны и рассеяны. Им требовалось более 10-15 минут после звонка, чтобы вникнуть в тему занятия.
Больше всего обеспокоила ситуация родителей, они-то и обратились ко мне с инициативой распространить отказ от телефонов и на время перемены. После того, как мы внесли изменения в приказ, а дежурные учителя начали контролировать его исполнение, появилась положительная динамика. Дети постепенно переключались на живое общение. Чтобы занять детей, в коридорах установили шахматы и шашки, а в теплое время на асфальте школьного двора рисовали лабиринты, классики.
Отразились наши старания и на учебе. Так как мы языковая гимназия, для нас показательно, что уже в следующей четверти по сдаче зачетов по языкам, да и другим предметам, успеваемость возросла более чем на 40 %. Чем не результат? Я придерживаюсь мнения, что телефон в школе, если и необходим, то исключительно для связи. В таком случае, пусть он будет кнопочным, не отягощенным возможностями выхода в интернет и современными играми.
«Ну, а как же прогресс?» – спросите Вы. Никто и не исключает использования современных технологий на занятиях. Напротив, я уверен, что доска и мел уходят в историю. В каждом классе в настоящее время стоит проектор.

В большинстве современных школ у детей есть возможность обучаться с помощью гаджетов - планшетов, ноутбуков. Периодически Минпросвещения организует поставки техники в образовательные учреждения. Прошлым летом мы получили два мобильных стационарных комплекса, они включают огромные телевизоры, 15 нетбуков и учительский ноутбук. Каждый учитель по предварительной заявке может попросить занять кабинет, где установлен комплекс, или переместить передвижной экран в необходимый кабинет. Также имеются несколько мобильных комплексов в начальных классах.
На современных занятиях учителя, объединяют школьников общей информационной сетью, проводят опросы, тестирования выполняют общие индивидуальные задания и викторины. Плюс школьных гаджетов состоит в том, что ребенок, вынужден направлять все внимание исключительно на учебу. Ведь допуск к большинству посторонних ресурсов ограничен.
Кстати, допускается использование в учебном процессе и личной техники. К примеру, чтобы не носить рюкзак с шестью тяжелыми учебниками, разрешаем использование ноутбуков с электронными версиями необходимой литературы.

Получается, шагать в новое время нужно, но следует при этом подключать голову, а иначе можно и не заметить, как внедряя прогресс потеряешь самое главное – качественное образование и простое доброе общение.
По теме