Хабаровчанка, мама двоих детей Елена Пуличева о том, что при воспитании ребенка гендерную принадлежность нужно соблюдать, но не превращать в «диагноз»:
«Ты же мальчик, перестань плакать!», «Пиши аккуратнее, ты же девочка!» - подобные фразы еще встречаются в нашем обществе, но замечаю, что современные родители стали все же по-другому относиться к воспитанию детей.
Я и сама мама: вырастила 18-летнего сына, который уже живет самостоятельно, а сейчас воспитываю 2-летнюю дочь. И не раз ловила себя на мысли, что многие вещи делаю так, как учили меня мама и бабушка, однако, внедряя при этом принципы, соответствующие современной действительности. А иначе как? Да, семейные традиции и воспитание у нас в «крови», но мир меняется, и мы вместе с ним. Простой пример: если еще, скажем, сто лет назад в девочке взращивали мысль, что ее единственный путь в жизни – удачно выйти замуж и родить детей, сейчас же представительниц прекрасного пола не ограничивают в выборе. Если моя дочь не будет спешить с семьей и захочет проявить себя в той же науке или творчестве – почему бы и да? Ведь это ее жизнь, значит в этом она будет счастлива, а это главное.
Что касается мальчишек. Да, в мужчинах с самого детства прослеживается достигаторство и соревновательность, но ведь и они могут заниматься домашними делами. Разве это только женское дело? Мое мнение, что каждого ребенка, независимо от пола, нужно научить готовить элементарные блюда, стирать одежду, поддерживать в своей комнате чистоту, помогать по дому родителям. Это научит детей ценному навыку заботиться как о себе, так и о близких.
Также я считаю, что родители не должны навязывать детям какую-либо модель поведения и интересы, при этом ломая ребенка. Если девочка по натуре лидер, или эдакая сорвиголова, которая не знает отдыха, не нужно ее «тюкать» за это, переделывать в покладистую рукодельницу. Лучше подобрать ей такой вид спорта или деятельности, где ее природные качества будут проявлены в полной мере. Если маленький сынишка решил покатать коляску соседской девочки, зачем стыдить его, отбирать предмет и подсовывать машинку? Ведь есть вероятность, что во взрослом возрасте он также отстранится от помощи с ребенком молодой жене, какой уж тут заботливый отец? Кстати, подмечала, что дети в «малышковом» возрасте играют всем: в том же детском саду вместе строят гаражи, устраивают гонки, играют в куклы и дочки-матери, что-то «готовят» на пластмассовой кухне. А уже становясь чуть старше, интересы расходятся.
Все чаще транслируется, что испытывать эмоции – это нормально. Что-то разозлило – озвучь чувства, при этом нужно помочь ребенку разобраться в своих эмоциях и что с ними делать. Расшиб коленку – не держи в себе, поплачь, ну и что, что мальчик, все дети испытывают чувства и ждут утешения и поддержки от родителей, почему малыш не может разделить боль с близкими? Так мы учим детей разбираться в эмоциях и экологично их проживать.
Все это не говорит о какой-то вседозволенности, нет, без разумного ограничения все же никуда, ведь дети могут погрузиться с головой в любой процесс. Нередко несущий в себе негативные последствия. Те же смартфоны. Надо принять, что это уже часть нашего времени, но это не значит, что в детском возрасте можно дать чаду телефон на несколько часов – лишь бы не плакал и был занят. Может он и будет в последствии продвинутым пользователем, но это «залипание» в гаджете зачастую негативно влияет на психику ребенка, делая его зависимым и раздражительным. К тому же, дети погружаются в виртуальное пространство и в реальной жизни им становится сложнее ориентироваться, социализироваться, построить общение. Все хорошо, что в меру, поэтому и Арине отводится определенное «экранное время», она и сама это понимает: «Мама, один мультик закончился, больше нельзя, выключай».