Один из немногих легальных таксистов в городе Сергей Кудряшов о тайнах рынка:
- Сейчас в прессе активно ломают копья вокруг проекта нового федерального закона о регулировании работы легковых такси и деятельности служб заказа таксомоторов. Его Госдума обещает принять уже шесть лет. Сейчас парламентарии божатся, что примут-таки уже этой осенью. Обещают запретить возить пассажиров лицам без российского гражданства, ввести ответственность для агрегаторов, а рабочее время таксистов контролировать тахографами и ГЛОНАССом. Но мне, как участнику рынка, кажется, что документ этот так и останется пустой бумажкой. Ведь уже есть регулирующие работу таксомоторов нормативные акты и на федеральном, и на нашем краевом уровне, но они совершенно не работают.
Вам шашечки или…
Такси стало доступнее автобуса. Я знаю людей, которым до работы, например, добираться нужно с пересадкой на общественном транспорте. Они группируются, заказывают одно такси, скидываются по 20-30 рублей и за 100-120 рублей доезжают. Выходит даже дешевле, чем на автобусе.
Но у этой доступности есть оборотная сторона. Посмотрите по ТВ сводку происшествий. Сюжеты с попавшими в ДТП таксомоторами каждый день! Недавно опубликовали статистику, согласно которой случаев выплат по ОСАГО с такси в шесть раз больше, чем с обычными легковыми машинами...
Рабы агрегаторов
На рынок таксомоторных услуг я пришёл шесть лет назад осознанно. Оформил ИП, получил лицензию, заключил договор с парком на техническое обслуживание. Ежедневно перед выездами прохожу медкомиссию, веду путевые листы, плачу налоги. Сейчас таких, как я, легальных таксистов, фактически «последних из могикан», осталось в Хабаровске не больше 200 человек. Мы противостоим армии из тысяч «бомбил» в базах агрегаторов, для которых такси - способ приработка по выходным или вечерам.
Недавно я провёл эксперимент. Как клиент через агрегатор заказал такси. Приезжает один водитель, я у него прошу показать документы на право возить пассажиров. Он уезжает. Приезжает второй. С той же просьбой к нему обращаюсь. Он на меня матом кричит: снимай заказ. Так никуда и не уехал. Пишу жалобу в головной офис агрегатора. Кончилось тем, что меня пригрозили отключить от системы.
Кухарка может быть таксистом
Сейчас на весь Хабаровск осталось только пять легальных площадок, где таксисты с лицензией могут пройти обязательный перед выездом на маршрут техосмотр и медкомиссию. При этом больше 20 точек работают с агрегаторами такси, хотя по документам они могут предоставлять лишь услуги лизинга автомобилей.
Когда инспектор разводит руками
Новый закон о такси и службах его заказа, который грозится принять Госдума, рискует остаться декларацией на бумаге. Потому что уже сейчас есть и федеральные нормативные акты, и краевой закон. Но они у нас в городе не работают.
Хотя в Москве ещё в 2013 году была создана отдельная административная дорожная инспекция специально для контроля таксистов, что позволяло действующее на тот момент законодательство. Там определенный порядок удалось навести. Но Москва - это Москва...