В августе этого года исполнилось 375 лет сплаву великого русского землепроходца Василия Пояркова по Охотскому морю. Что искали первые русские на Амуре в XVII веке, почему о людях Пояркова среди местных народов прошла слава людоедов, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал доктор философских наук, профессор ТОГУ, автор книги «Поход за волей. Забытая война на Амуре» Леонид Бляхер.
Русских на Амур «толкнула» Америка
Первая половина XVII века - окончание «смутного времени». Утвердилась у власти династия Романовых, и началось бурное продвижение русских на восток. Огромные пространства от Оби и Енисея до Охотского моря и Камчатки были присоединены за короткое время.
Освоение Сибири русскими практически совпало по времени с Великими географическими открытиями и последующей колонизацией почти всего мира западноевропейскими державами.
Особое поручение Пояркову
Василий Поярков был представителем именно тех государевых людей, кто шёл на восток вслед за «охотными людьми». О его юности известно немного: из усадебных тверских дворян. Там начинал свою службу, к середине XVII был назначен письменным головой при якутском воеводе Петре Головине.
Суровый наместник Пётр Головин выполнить этот наказ в 1640 году поручает сослуживцу Пояркова на посту письменного головы Еналею Бахтиярову. Тот с отрядом до Амура не доходит, на полпути берёт в плен тунгусского шамана, который подробно рассказывает о пашущих землю даурах, которые «царя китайского не знают», но земля их богата и хлебом, и мехом, и рыбой, есть и железо с серебром.
Объявлены людоедами
То, что не смог сделать Бахтияров, Головин поручает другому своему письменному голове - Василию Пояркову. Он к наказу подходит со всей ответственностью. Летом 1643 года выходит из Якутска с отрядом в полторы сотни вооружённых человек, что в тех условиях считалось огромным войском. Сопровождал его толмач или переводчик Семён Чистой. Пройдя вверх по притокам Лены, Алдану, Учуру и Гонаму, с передовым отрядом в 90 человек Поярков за зиму форсировал Становой хребет, оказавшись в верховьях Зеи, притока Амура, в стране пашенных людей дауров.
Как объясняет профессор Леонид Бляхер, отряд Пояркова оказался во владениях монголоязычного народа дауров. В отличие от своих степных сородичей в междуречье Зеи и Буреи, их главным занятием было не кочевое скотоводство, а земледелие. Дань они платили маньчжурам, которые в сороковые годы XVII века были заняты покорением Китая на юге и войной с могущественным Джунгарским ханством на юго-западе.
Сперва, чтобы растянуть количество продуктов на более долгий срок, пережить зиму, участники отряда Пояркова мешали муку с корой, но это не спасало.
После подхода остальной части отряда весной 1644 года Пояркову удалось вырваться из осады и продолжить поход, выйти по Зее в Амур и пройти его до самого устья.
В Якутск Василий Поярков вернулся через Охотское море, а далее уже проторённым землепроходцем Москвитиным путём через реку Мая, где жили уже платившие ясак русскому царю народы. Правда, по разным данным, отряд его поредел с полутора сотен до 20-30 человек. Хотя цели похода достигнуты не были, но привезённые Поярковым сведения о богатствах Амура были бесценными. Закончил он свою жизнь безбедно в столице после перевода его из удельного в московское дворянство.
СПРАВКА
Начатое Василием Поярковым дело освоения Приамурья продолжил Ерофей Хабаров, совершив свой знаменитый поход в 1648 – 1653 годах. Он учёл ошибки своего предшественника и проводил более гибкую политику в отношении местного населения. Но попытки русских утвердиться на Амуре во второй половине XVII века привели к войне с утвердившейся в завоеванном Китае маньчжурской династией Цин (осада Албазинского острога и так далее). Закончилась она в 1689 году подписанием Нерчинского договора, по которому Россия получила право прямой торговли с Китаем, но земли на Амуре и Уссури не были разграничены вплоть до середины XIX века, когда началась вторая и окончательная волна освоения южной части Дальнего Востока российским государством.