Главное
Общество, 26 июля, 18:00

Как «царь китайский ходил по морю на Амур»

Аборигены Нижнеамурья «сгорали любовью к просвещению», но резиденции «просветителей» сожгли

Как «царь китайский ходил по морю на Амур»

На территории Ульчского района Хабаровского края, на Тырском утёсе, остались следы единственных на Нижнем Амуре средневековых буддийских храмов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Они свидетельствуют о том, как Китай пытался закрепиться в Нижнеамурье, но у него ничего не вышло.

Впервые остатки храмов на Нижнем Амуре - строительная керамика, колонны и плиты с письменами на китайском, чжурчженьском и монгольском языках - были обнаружены здесь в 50-х годах XVII века русскими первопроходцами.


Царь ходил, но не туда

Об этом есть упоминание Николая Спафария, российского посла в Китае:

«А казаки наши, которые прежде 20 лет до сего воевали с китайцами на Амуре, сказывают, что от устия Амуры плыти два дни, где есть место во утесе акибы копано, и на том месте нашли колокол китайский повешен более 21 пудов, и тут нашли в трех местех китайское письмо в каменных скрижалех, и иноземцы сказывали нашим казакам, что в древних местех некоторый царь китайский ходил из Китая по морю на Амур, и тут для признаку и воспоминию покинул то письмо и колокол».
Спафарий ошибся. «Китайский царь» ходил не по морю на Амур, а наоборот – по Амуру к морю.

Первое описание тырских памятников оставил посетивший их в 1854 году известный исследователь Дальнего Востока Георгий Пермикин. На вершине Тырского утеса он нашел две одинаковые стелы высотой в два аршина (1,42 м), покрытые письменами. Между ними лежала половина большой колонны, которая раньше стояла на восьмиугольном пьедестале и имела верхнюю часть, крепившуюся на нем стержнем. Неподалеку от этих памятников на узком мысу стояла еще одна колонна. Пермикин зарисовал все обнаруженные им памятники и в настоящее время судить о внешнем облике колонн мы можем только по его рисункам.


1352644663_bolshaya-pamyatnaya-kolonna.-risunok-g-n-permikina.jpg
«В расстоянии не более одной версты от деревни Тыр, - писал он, - огромный отвесный утес выдвинулся к реке, и на открытой верхушке его, к удивлению моему, я действительно увидел замечательные древние памятники. Первый из них поставлен в двух шагах от речного обрыва. Второй от первого лежит в четырех шагах, а от обрыва речного — в одном. По-видимому, он сделан из четырех составных частей: восьмиугольного пьедестала и двух колонн одна над другой, скрепленных между собой стержнем. Время, а может быть и люди, уничтожили верхнюю часть колонны, и она обрушилась в реку».

До конца 19 века остатки колонн не дожили. Возможно, их сбросили в воду русские переселенцы. Стелы остались на месте, и в 1891 году при поддержке заведующего Переселенческим управлением во Владивостоке Федора Буссе, который был одним из первых исследователей археологических памятников Уссурийского края, две стелы на транспорте «Байкал» были доставлены во Владивосток. Там они были переданы в музей старейшей научной организации Дальнего Востока - Общества изучения края, ныне Приморский краевой музей им. В.К. Арсеньева, где стали доступными для изучения.


big120046rsrrr_r_srsss_rrsssrrrre_ssrrr_rrrressrrsrrrr_srrrrrssrres.JPG

С надписей на обеих стелах были сделаны высококачественные фотографии, которые разослали ведущим синологам разных стран. 

Вскоре эти древности даже попали в энциклопедию «Брокгауза и Ефрона»: «Тыр — деревня в низовьях Амура, населенная гиляками; замечательна тем, что в одной версте от нее на берегу Амура находятся древние памятники из местных порфира, мрамора и гранита; отделка их художественна; на некоторых из них отчетливо высечены древнетибетские и монгольские надписи религиозного (ламаиского) содержания».

5 октября 1919 году в Тыре, попавшем в зону оккупации японских интервентов, побывал известный ученый Тории Рюдзо. Он обнаружил на вершине тырского холма «много храмовой черепицы и разных осколков колонн» и выяснил у местных жителей, что «две стелы были увезены во Владивосток, а третья сброшена в Амур». 

Первым, кто попытался прочесть надписи на стелах, был известный синолог архимандрит Аввакум. Затем изучением надписей занимались другие востоковеды. Наибольший интерес представляют переводы члена-корреспондента Петербургской академии наук Попова. К сожалению, из-за дефекта стел надписи (и, соответственно, переводы) не являются полными.

История двух храмов с пиар-обеспечением

В целом, согласно переводам, история Тырских храмов такова: весной 1411 года китайский император Чэн-цзу (1403-1424 гг.), девиз правления Юн-лэ («Вечная Радость»), отправил придворного евнуха Ишиха во главе отряда из 1000 с лишним правительственных войск на 25 больших судах в страну Нургань.

Есть в тексте и «пиар-обоснование» экспедиции.

«В этих землях не выращивают злаков, не выделывают полотно и шелк, жители только разводят собак и диких животных. Они жалуются, что рискуют жизнью, чтобы добыть себе пропитание. Основное занятие жителей этих мест — ловля рыбы, которой они питаются, а одеваются в рыбьи кожи. Искусны они в стрельбе из лука. Трудности, испытываемые ими при добыче пищи и одежды, трудно выразить словами. Поэтому император направил в их страну своего посланника, чтобы рассеять их страхи. Bсe они сгорали любовью к нашему просвещению».

В 1413 году Ишиха достиг низовьев Амура, преобразовал страну Нургань в губернию – ду-сы. Местные вожди получили китайские чины и печати.

К западу от Нургани находится «высокая и красивая гора» (Тырский утёс), на вершине которой был поставлен храм Юннин-сы (Вечного Спокойствия) в честь бодхисатвы Гуань-инь (Авалокитешвара) и установлена памятная стела с надписью. Каждое первое и пятнадцатое число месяца местные чиновники должны были участвовать в богослужении.

Кумирня была воздвигнута «для умиротворения людей этого владения с тем, чтобы они узнали почтительность и послушание». И люди, если верить надписи, сразу «умиротворились».

«И старики, и малые дети, близкие и отдаленные жители этой страны устремлялись сюда. Все говорили: какое великолепие! Отныне никогда не будет повальных болезней и наступит спокойствие. С древнейших времен люди никогда не видели ничего подобного этому. Население является сюда с радостью и заявляет, что его дети и внуки из поколения в поколение будут считать себя подданными и никогда не изменят своего намерения. Население в пределах владений по всем странам света от вершины с кумирней Гуаньинь не знает, что такое голод и холод, радуется и испытывает чувство признательности».
Ишиха отбыл в Китай, при храме остались четыре монаха.

Спустя 20 лет, в 1433 году (времена правления императора Сюань-цзуна, девиз правления Сюань-дэ – «Распространение Добродетели»), Ишиха вернулся в Нургань во главе отряда из 2000 воинов на 50 больших судах.
К тому времени выяснилось, что умиротворения не получилось. От храма осталось одно основание, монахи бесследно исчезли, «поэтому нурганьцы пришли в трепет, опасаясь, что минский посланник казнит их; но Ишиха, проникнутый идеей милосердия своего повелителя, обошелся с ними милостиво, удостоив их вином, и отдал приказ о восстановлении кумирни и также приказал мастеру вылепить кумир Будды. Как сама кумирня, так и кумир оказались лучше прежних, и народ из далёких и близких мест приходил на поклонение».
Чтобы описать подвиги второй экспедиции, поставили еще одну стелу. Однако новый храм постигла та же участь – он просуществовал не более 10-20 лет.

Вернувшись в Китай, Ишиха был назначен ответственным за оборону северных провинций и оставался на этом посту в течение 15 лет. В 1451 году он был отправлен в отставку. Крупные экспедиции китайцев на Амур прекратились.

Регулярные раскопки

Регулярные раскопки остатков храмов начались в 1995 году Амурским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством доктора исторических наук Александра Артемьева совместно с Николаевским-на-Амуре муниципальным краеведческим музеем.

Благодаря этим изысканиям фонды Николаевского-на-Амуре музея пополнились уникальной археологической коллекцией. О ней ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала заведующая отделом археологии и этнографии МБУ «Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова» Николаевского муниципального района Наталья Гребенник.

Как выглядели Тырские храмы? Описание их в общих чертах таково: на фундаменте из кирпичей стояли деревянные стены, обмазанные глиной и частично облицованные орнаментированными кирпичами, часть которых с изображением эллипсов и виноградной лозы была скреплена раствором с плинтусами. Крыши покрывала черепица – верхняя и нижняя, нижняя имела орнаментированные отливы-капельники. Черепица укладывалась рядами, на нижних концах которых крепились концевые диски.


ОФ 2779.jpg

Коньки крыши украшали характерные скульптурные изображения драконов. Облицовочные кирпичи, плинтуса, черепица, концевые диски и фигура дракона изготовлялись из глиняного теста – отлив, штамповка, обжиг. 

ОФ 2314-131.JPG

Из переводов известны имена «персонала», имевшего отношение к строительству кумирни - от начальника военного округа, тысячников, начальников гарнизонов, сотников, по большей части с монгольскими именами (Сайн-Бухуа, Хачир, Алигэ, Чахэнь-тэмур), лекарей, сочинителя надписи, писца киноварью, лепщика, кузнеца, мастера, ведавшего приготовлением кирпича и черепицы и даже кладчика.

Преобладающая часть коллекции музея – терракотовые кирпичи, черепица, концевые диски и плинтус. Несомненный интерес представляют монеты, найденные при раскопках второго храма (1433 г.), и серебряная подвеска-птичка.

ОФ 5023.JPG

Но однозначно указать на принадлежность не представляется возможным.

В экспозиции музея, посвящённой буддийским храмам XV века, демонстрируется светильник, изготовленный из кремня, в форме черепахи, однако он был найден на Тырском утёсе и доставлен в музей значительно раньше.


ОФ 2269.JPG

В ходе работ Амурского археологического отряда были найдены остатки еще одной постройки, вероятно, тоже буддийской кумирни. Руководитель отряда Александр Артемьев датировал ее даже более ранним временем - 60-ми годами XIII в. Но о том, как появилось это сооружение, данных нет.

Справка

В настоящее время Тырская стела 1413 г. выставлена в постоянной экспозиции в одном из залов Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева.

Александр Артемьев был убит 27 декабря 2005 года, в подъезде дома по ул. Черняховского во Владивостоке. Убийца выстрелил в спину 47-летнему ученому, когда тот вышел из своей квартиры и обернулся, чтобы запереть за собой дверь. Преступление так и осталось не раскрытым.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме