На территории Ульчского района Хабаровского края, на Тырском утёсе, остались следы единственных на Нижнем Амуре средневековых буддийских храмов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Они свидетельствуют о том, как Китай пытался закрепиться в Нижнеамурье, но у него ничего не вышло.
Впервые остатки храмов на Нижнем Амуре - строительная керамика, колонны и плиты с письменами на китайском, чжурчженьском и монгольском языках - были обнаружены здесь в 50-х годах XVII века русскими первопроходцами.
Царь ходил, но не туда
Об этом есть упоминание Николая Спафария, российского посла в Китае:
Первое описание тырских памятников оставил посетивший их в 1854 году известный исследователь Дальнего Востока Георгий Пермикин. На вершине Тырского утеса он нашел две одинаковые стелы высотой в два аршина (1,42 м), покрытые письменами. Между ними лежала половина большой колонны, которая раньше стояла на восьмиугольном пьедестале и имела верхнюю часть, крепившуюся на нем стержнем. Неподалеку от этих памятников на узком мысу стояла еще одна колонна. Пермикин зарисовал все обнаруженные им памятники и в настоящее время судить о внешнем облике колонн мы можем только по его рисункам.
До конца 19 века остатки колонн не дожили. Возможно, их сбросили в воду русские переселенцы. Стелы остались на месте, и в 1891 году при поддержке заведующего Переселенческим управлением во Владивостоке Федора Буссе, который был одним из первых исследователей археологических памятников Уссурийского края, две стелы на транспорте «Байкал» были доставлены во Владивосток. Там они были переданы в музей старейшей научной организации Дальнего Востока - Общества изучения края, ныне Приморский краевой музей им. В.К. Арсеньева, где стали доступными для изучения.
С надписей на обеих стелах были сделаны высококачественные фотографии, которые разослали ведущим синологам разных стран.
Вскоре эти древности даже попали в энциклопедию «Брокгауза и Ефрона»: «Тыр — деревня в низовьях Амура, населенная гиляками; замечательна тем, что в одной версте от нее на берегу Амура находятся древние памятники из местных порфира, мрамора и гранита; отделка их художественна; на некоторых из них отчетливо высечены древнетибетские и монгольские надписи религиозного (ламаиского) содержания».
5 октября 1919 году в Тыре, попавшем в зону оккупации японских интервентов, побывал известный ученый Тории Рюдзо. Он обнаружил на вершине тырского холма «много храмовой черепицы и разных осколков колонн» и выяснил у местных жителей, что «две стелы были увезены во Владивосток, а третья сброшена в Амур».
Первым, кто попытался прочесть надписи на стелах, был известный синолог архимандрит Аввакум. Затем изучением надписей занимались другие востоковеды. Наибольший интерес представляют переводы члена-корреспондента Петербургской академии наук Попова. К сожалению, из-за дефекта стел надписи (и, соответственно, переводы) не являются полными.
История двух храмов с пиар-обеспечением
В целом, согласно переводам, история Тырских храмов такова: весной 1411 года китайский император Чэн-цзу (1403-1424 гг.), девиз правления Юн-лэ («Вечная Радость»), отправил придворного евнуха Ишиха во главе отряда из 1000 с лишним правительственных войск на 25 больших судах в страну Нургань.
Есть в тексте и «пиар-обоснование» экспедиции.
В 1413 году Ишиха достиг низовьев Амура, преобразовал страну Нургань в губернию – ду-сы. Местные вожди получили китайские чины и печати.
К западу от Нургани находится «высокая и красивая гора» (Тырский утёс), на вершине которой был поставлен храм Юннин-сы (Вечного Спокойствия) в честь бодхисатвы Гуань-инь (Авалокитешвара) и установлена памятная стела с надписью. Каждое первое и пятнадцатое число месяца местные чиновники должны были участвовать в богослужении.
Кумирня была воздвигнута «для умиротворения людей этого владения с тем, чтобы они узнали почтительность и послушание». И люди, если верить надписи, сразу «умиротворились».
Спустя 20 лет, в 1433 году (времена правления императора Сюань-цзуна, девиз правления Сюань-дэ – «Распространение Добродетели»), Ишиха вернулся в Нургань во главе отряда из 2000 воинов на 50 больших судах.
Вернувшись в Китай, Ишиха был назначен ответственным за оборону северных провинций и оставался на этом посту в течение 15 лет. В 1451 году он был отправлен в отставку. Крупные экспедиции китайцев на Амур прекратились.
Регулярные раскопки
Регулярные раскопки остатков храмов начались в 1995 году Амурским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством доктора исторических наук Александра Артемьева совместно с Николаевским-на-Амуре муниципальным краеведческим музеем.
Благодаря этим изысканиям фонды Николаевского-на-Амуре музея пополнились уникальной археологической коллекцией. О ней ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала заведующая отделом археологии и этнографии МБУ «Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова» Николаевского муниципального района Наталья Гребенник.
Как выглядели Тырские храмы? Описание их в общих чертах таково: на фундаменте из кирпичей стояли деревянные стены, обмазанные глиной и частично облицованные орнаментированными кирпичами, часть которых с изображением эллипсов и виноградной лозы была скреплена раствором с плинтусами. Крыши покрывала черепица – верхняя и нижняя, нижняя имела орнаментированные отливы-капельники. Черепица укладывалась рядами, на нижних концах которых крепились концевые диски.
Коньки крыши украшали характерные скульптурные изображения драконов. Облицовочные кирпичи, плинтуса, черепица, концевые диски и фигура дракона изготовлялись из глиняного теста – отлив, штамповка, обжиг.
Из переводов известны имена «персонала», имевшего отношение к строительству кумирни - от начальника военного округа, тысячников, начальников гарнизонов, сотников, по большей части с монгольскими именами (Сайн-Бухуа, Хачир, Алигэ, Чахэнь-тэмур), лекарей, сочинителя надписи, писца киноварью, лепщика, кузнеца, мастера, ведавшего приготовлением кирпича и черепицы и даже кладчика.
Преобладающая часть коллекции музея – терракотовые кирпичи, черепица, концевые диски и плинтус. Несомненный интерес представляют монеты, найденные при раскопках второго храма (1433 г.), и серебряная подвеска-птичка.
Но однозначно указать на принадлежность не представляется возможным.
В экспозиции музея, посвящённой буддийским храмам XV века, демонстрируется светильник, изготовленный из кремня, в форме черепахи, однако он был найден на Тырском утёсе и доставлен в музей значительно раньше.
В ходе работ Амурского археологического отряда были найдены остатки еще одной постройки, вероятно, тоже буддийской кумирни. Руководитель отряда Александр Артемьев датировал ее даже более ранним временем - 60-ми годами XIII в. Но о том, как появилось это сооружение, данных нет.
Справка
В настоящее время Тырская стела 1413 г. выставлена в постоянной экспозиции в одном из залов Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева.
Александр Артемьев был убит 27 декабря 2005 года, в подъезде дома по ул. Черняховского во Владивостоке. Убийца выстрелил в спину 47-летнему ученому, когда тот вышел из своей квартиры и обернулся, чтобы запереть за собой дверь. Преступление так и осталось не раскрытым.