В воскресенье, 26 мая, исполняется 165 лет первому официальному сплаву по реке Амур под командованием генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва (ему позже за заслуги в присоединении и освоении южной части Дальнего Востока добавят к фамилии приставку «Амурский»). О том, почему это предприятие можно назвать авантюрой государственного масштаба, какую роль сыграла Америка и беглые каторжане в деле освоения Приамурья, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал военный историк, почётный гражданин Хабаровска Александр Филонов.
Путём беглых каторжан
Огромные территории юга Дальнего Востока, к освоению которых русские землепроходцы приступили ещё в середине 17 столетия, в первой половине века 19-го оставались неразграниченной малозаселённой пустошью. Проложенная согласно подписанному при царевне Софье в 1689 Нерчинскому договору граница с Цинской империей с Российским государством пролегала по отрогам Станового хребта на юге Якутии и обрывалась в море где-то на землях современного Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. Русские осваивали северную часть Дальнего Востока. Труднейшими таёжными трактами доставляли людей и грузы из Якутска до Охотска, а чуть позже до Аяна. А далее в короткую северную навигацию по ледяному Охотскому морю добирались до Камчатки и далее в Русскую Америку.
Судя по всему, путём, который открыл беглый каторжанин, не преминули воспользоваться другие сидельцы Забайкалья. В 1846-м году из Аяна к устью Амура была отправлена экспедиция под командованием поручика корпуса штурманов Гаврилова на судне «Константин».
Но что-то пошло не так, и в своём отчёте Гаврилов признался, что какой-либо информации о судоходности устья Амура он сообщить не может.
То, что не удалось Гаврилову, с успехом завершил Геннадий Невельской. В 1849 году он на свой страх и риск обследовал пролив между материком и Сахалином, доказал судоходность устья Амура, а главное объявил о присоединении новых земель к России, заложив будущий город Николаевск-на-Амуре. Этим Невельской вызвал нешуточный международный скандал. Как же! Территории эти по Нерчинскому договору формально принадлежали Поднебесной. Делом Невельского в Петербурге занимался особый комитет, требовали разжаловать дерзкого капитана в простые матросы. От расправы первооткрывателя спасла знаменитая резолюция царя Николая Первого: где поднят русский флаг, там он спускаться не должен.
Тайная миссия в Америку
Не последнюю роль в том, чтобы убедить императора признать открытия Невельского, сыграл назначенный 1847 году губернатором Восточной Сибири в Иркутск Николай Муравьёв. Он буквально бредил Амуром. Во время своих поездок по вверенной ему безграничной территории, граф прекрасно осознавал, насколько неудобен путь к Камчатке и Аляске через Якутию на лошадях и замерзающие порты Охотск и Аян.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1853 году Россия вступила в неудачную для неё впоследствии Крымскую войну с Англией, Францией и Османской империей. Стало ясно, что враг непременно попытается ударить и по слабо в то время укреплённому главному порту России на Тихом океане – Петропавловску-Камчатскому. Нужно было срочно заняться усилением обороноспособности отдалённого города.
Высочайшее разрешение готовить первый сплав по Амуру было получено. Но река была абсолютно неизведанная, ни карт, ни лоций. Да и как отреагирует Пекин на попытку русских пройти мимо их постов? Авантюра чистой воды!
Перебросить подкрепление из Забайкалья на Камчатку по Амуру Муравьёв решил самым современным тогда способом – на паровой тяге.
Вниз по Амуру
14 мая 1854 года по старому стилю, то есть 26 мая по новому (в середине 19 века разница между Юлианским и Григорианским календарями составляла 12, а не 13 дней, как теперь), первый сплавной караван вышел из Сретенска. Он состоял из шести лодок, четырёх вельботов, восемнадцати баркасов, тринадцати барж, шести плашкоутов и двадцати девяти плотов. Во главе шло чудо тогдашней техники, - нещадно чадящая, оборудованная по бокам огромными колёсами шхуна «Аргунь». Пока шли по Шилке, ею командовал капитан 1 ранга Арбузов. На Амуре его сменил морской офицер, лейтенант Александр Сгибнев. Сплав доставлял сводный линейный батальон, артиллерию и сотню казаков с лошадьми. Их называли десантом. Кроме того, везли боеприпасы и 25 тысяч пудов продовольствия на целый год. Всего сплавлялось свыше тысячи человек.
Следуя мимо сожжённой в 17 веке маньчжурами русской крепости Албазин, участники сплава отдали погибшим предкам воинские почести, батюшка провёл молебен.
Были опасения, пропустят ли маньчжуры миром флотилию на этот раз. Самый крупный пост Поднебесной располагался в Айгуне, недалеко от современного китайского города Хэйхэ. Муравьёв с командой остановились заночевать в устье Зеи, где через несколько лет будет основан Благовещенск. Генерал-губернатор отправил донесению амбаню (наместнику) в Айгунь, что «по случаю открывшихся у нас военных действий с другими державами генерал-губернатор отправляется с приличным числом войск на судах по Амуру на подкрепление наших приморских владений». Каких-либо распоряжений, как поступать, местный начальник из Пекина не получал, хотел было отдать приказ помешать русским, да не решился. Смутила его «огненная лодка», так назвали первый русский пароход на Амуре маньчжуры.
Предсказание Муравьёва сбудется только в 1860 году, теперь на месте Пермского построен третий по величине город российского Дальнего Востока – Комсомольск-на-Амуре.
В конце июня первый сплав по Амуру с успехом завершился в озере Кизи. Через узкую полоску суши, груз и суда переправили в бухту Де-Кастри. Оттуда подкрепление доставили в Петропавловск-Камчаткий, что помогло отстоять этот город во время осады англо-французской эскадрой в августе – сентябре 1854 года (это было едва ли не единственная успешная для России операции в ходе Крымской войны).
Уже в 1855 году последовал второй сплав по Амуру, в 1857-м третий, а четвёртый сплав 1858-го года привёл к подписанию Айгунского договора с Китаем, присоединению всего левобережья Амура к России и основанию Хабаровска.
Первый амурский пароход «Аргунь» проработал на ставшей русской реке до 1862 года, пока не был списан из состава Сибирской флотилии.