В Хабаровске из печати вышло фундаментальное исследование профессора Дальневосточного института управления РАНХиГС, доктора исторических наук Дмитрия Попова «Восточная стратегия России: от Грозного до Путина». В нём автор анализирует, почему и как наша страна в своё время освоила огромные пространства за Уралом, какой исторический шанс это дало нам. Причём отправной точкой поворота Руси на восток историк берёт эпоху царя Ивана Грозного. В эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» Дмитрий Попов объяснил свою позицию.
- О востоке мечтали ещё во времена Новгородской республики. Новгородцы ходили за Урал. Но с XIII по XV век на Руси не было дела до восточной политики. Страна развивалась как держава на окраине Европы. Иван IV Грозный изначально очень хотел сделать Россию европейской. Он бился за это. С Англией тогда были прекрасные торговые отношения. Но когда Иван Грозный начал Ливонскую войну (по сути, первая попытка нашей страны «прорубить окно в Европу». - Прим. ред.) и попросил помощи у английской короны, королева ему дипломатично отказала, - рассказывает Дмитрий Попов. – Четверть века Грозный пытался включиться в европейские дела. Но Европа не понимала русского социума, не принимала его. Нам оставался единственный путь на восток – за Урал.
После подписания Нерчинского трактата с подчинённым маньчжурам Китаем во времена царевны Софьи освоение южной части Дальнего Востока на полтора столетия приостановилось. Но Россия продолжила активную восточную стратегию в северном направлении. При Петре Великом форпостом этого продвижения стал Охотск. Были даже освоены огромные просторы Русской Америки.
- Мотивация продвижения русских на восток состояла в неукротимой воле освоения этого региона. Мы видим, что за 380 лет активного освоения Дальнего Востока Россия сформировалась как великая евроазиатская держава, - говорит автор.
- В советские годы Дальний Восток становится центром силы страны. После отчёта Гамарника на политбюро о положении в регионе в июле 1930 года принимаются постановления. Дальний Восток рванул в своём развитии. К 1940 году здесь уже был сформирован центр силы Советского Союза на тихоокеанском побережье. В 1967 году принимается постановление о комплексном развитии Дальнего Востока. Новый мощный импульс, - отмечает профессор РАНХиГС.
Строится БАМ, новые города и посёлки, развивается сельское хозяйство, промышленность, дальневосточные рыболовецкие суда осваивают Мировой океан. После краха Советского Союза о восточной стратегии, казалось бы, забывают. Дальний Восток, особенно его северная часть, стремительно теряет население. Руководство страны провозглашает курс на сближение с Западом – своим недавним стратегическим противником. Но, к счастью, ненадолго. Сегодня мы наблюдаем новый разворот России на восток. А развитие Дальневосточного макрорегиона президент Владимир Путин обозначил приоритетом для государства на весь XXI век.
- Великий историк прошлого Николай Карамзин, оценивая царствование Ивана Грозного, писал: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы», - приводит цитату Дмитрий Попов. – Уверен, что так же российский народ будет оценивать и президентство Владимира Путина. Забудутся факты коррупции, социальное расслоение, пенсионная реформа, низкие темпы роста экономики. А будет помнить Южную Осетию, Абхазию, Донбасс, присоединение Крыма, специальную военную операцию. Российский народ незлопамятный. Он будет помнить, что Путин изменил Россию, а Россия изменила Путина.