В пятницу, 23 августа, на Дальнем Востоке отметили знаменательную дату в истории региона. В этот день исполнилось 215 лет со дня рождения графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского. Его называют собирателем земель дальневосточных, напоминает ИА «Хабаровский край сегодня».
В канун этой годовщины о вернувшем Приамурье и Приморье России генерал-губернаторе Восточной Сибири в эфире хабаровского краевого радио ГТРК «Дальневосточная» рассказал директор центра научно-методической работы и развития информационных технологий Государственного архива Хабаровского края, кандидат исторических наук Денис Ляхов.
- Николай Николаевич Муравьёв до того, как получил титул графа и почётную представку к фамилии Амурский, можно сказать, особо не выделялся среди административных деятелей Российской империи времён Николая Первого, но в историю нашей страны и в историю нашего региона он вошёл как один из наиболее выдающихся высших администраторов. Он сделали очень много не только для развития уже находящихся в составе России территорий, но и внёс огромный вклад в присоединение новых земель – Приамурья и Уссурийского краёв, - отметил Денис Ляхов.
Николай Николаевич родился в довольно-таки известной семье. Его отец и дед занимали посты губернаторов в разных российских губерниях того периода, конца XVIII - первой половины XIX веков. И можно сказать, что вся обстановка, в которой рос Муравьёв, а он закончил Пажеский корпус с отличием.
Затем была довольно продолжительная и очень стремительная военная карьера: участие в войне с Османской империей 1828-1829 годов, усмирении польского восстания, служба на Кавказе, во время которой Муравьёв получил тяжёлое ранение руки в схватке с горцами. До звания генерал-майора Николай Николаевич дослужился в возрасте всего-то 32 лет.
Победив коррупцию, Муравьёв занялся большой политикой и практически без единого выстрела присоединил к России Амур и Приморье. Это происходило на фоне в целом неуспешной для России Крымской войны с Англией, Францией и Османской империей 1853 – 1856 годов. Английская и французские эскадры уже оказались на Дальнем Востоке и даже осадили главный тогда российский порт на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский. Надо было как-то перебрасывать туда воинский контингент, оружие и продовольствие. Тогда-то у Муравьёва и родилась идея организовать сплавы по Амуру. Ранее это делалось сложным путём: сперва по Лене до Якутска, потом на лошадях по Охотскому тракту и далее морем.
Муравьёв в 1853 году горячо просил Государя о защите наших восточных владений. Но император объяснил, послать подкрепление из Кронштадта невозможно. Муравьёв сказал Его Величеству: «Кажется, нет надобности, Государь, так издалека» — и, проводя рукой по лежащей на столе карте, по течению Амура из Забайкальского края, прибавил: «Можно и ближе подкрепить». Государь, при этих словах, положил ему руку на голову и сказал: «Эх, Муравьёв, ты, право, когда-нибудь сойдешь с ума от Амура!»
Благодаря усилиям генерал-губернатора Муравьёва-Амурского, капитана Невельского, которого за открытие судоходности устья Амура едва не разжаловали в матросы, и других сподвижников Приамурье и Приморье вошли в состав России. На нижнем Амуре появились города Мариинск, Софийск и Николаевск, который в 1856 году был объявлен центром новой области в составе Восточно-Сибирского генерал губернаторства Приморской.
В 1858 году после заключения Муравьёвым Айгуньского договора в Дайцинской империей (так тогда назывался Китай) был основан пост Хабаровка, который в ранних документах называли Хабарово. За присоединение новых земель Муравьёв удостоился графского титула, а к его фамилии сделали приставку Амурский.