Главное
Культура, 17 ноября, 11:30

Муравьёв против Соединённых Штатов Сибири и конных стритрейсеров

Сегодня на сцене Хабаровского краевого театра драмы - премьера спектакля «Муравьёв. Граф Амурский»

Муравьёв против Соединённых Штатов Сибири и конных стритрейсеров
Фото: Хабаровский краевой театр драмы
Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» побывал на одной из генеральных репетиций музыкальной драмы «Муравьёв. Граф Амурский», премьера которого состоится сегодня, 17 ноября, и немного приоткрыл занавес.

Спектакль поставлен на сцене Хабаровского краевого театра драмы по пьесе Андрея Курейчика. Автором идеи проекта является директор театра Алексей Туркалов.

Это не документальный проект, в котором все факты строго историчны. Здесь в свободной художественно-поэтической форме передаются события, связанные с освоением Дальнего Востока России в середине XIX века.
— Наш спектакль о героизме, доблести, чести и, конечно, о любви Муравьёва-Амурского к своей жене Екатерине Николаевне, которая внесла свою скромную, но важную лепту в масштабное преобразовательное дело мужа, — считает режиссёр музыкальной драмы Александр Калмыков.
Всё началось со старинных карт

…Два мальчика, забравшиеся ночью на чердак Михайловского дворца, обнаруживают в сундуке старинные карты, на которых Амур и «Крайний» Восток являются неотъемлемой частью России XV и XVI веков. Тогда ребята (а это были Гена Невельской и Коля Муравьёв) принимают клятву — вернуть Амур России, пусть даже ценой всей жизни.

Именно с этой сцены начинается спектакль.

IMG_7762.jpg

Далее действие переносится на парижский балкон, где и закончил свою жизнь граф Амурский. Трудно в это поверить, но национальный герой, преподнёсший России земель больше, чем три Франции, был абсолютно отстранён от участия в жизни страны новой властью, отстранён и забыт.
Последние двадцать лет он прожил, разделяя одиночество вместе со своей женой, вдалеке от Родины. Только скупые обрывки информации о России из парижских газет удерживают его на плаву жизни. Француженка Элизабет де Ришемон, в православии - Екатерина Николаевна, жена Муравьёва, тяжело переживает состояние мужа и пытается вывести его из депрессии и отчаяния.

Все эти страсти передаются в музыке молодого белорусского композитора Дмитрия Фриги.

По ходу действия мы слышим несколько «зонгов»-песен: поют Екатерина Муравьева, сам генерал-губернатор, его наперсник Геннадий Невельской и даже канцлер России Нессельроде.

К слову сказать, в спектакле много не только музыки, но и хореографии. В частности, этот такие эпизоды, как «сплав», «танец экипажей», «танец поварят».




Неподкупный губернатор

После назначения на пост самый молодой в России губернатор вместе с женой отправляются в Восточную Сибирь, где Муравьёву предстоит провести долгих 14 лет.

Сибирью фактически управляют богатейшие купцы-золотопромышленники. Они так богаты, а столица так далеко отсюда, что у них рождается сепаратистская мысль: вовсе отделить Сибирь от Российской империи и создать Соединённые Штаты Сибири.
Прибыв в Иркутск, Муравьёв сталкивается с бесчинством владельцев богатейших конных экипажей, на которых в центре города ежедневно красуются детки золотопромышленников, пугая пешеходов, перегораживая всем путь, демонстрируя свою власть в городе, а также полную безнаказанность.
  
Новый губернатор прекращает эти безобразия. Тогда купцы во главе с самым богатейшим из них — Ефимием Кузнецовым приглашают губернатора к себе на переговоры и пытаются «купить» Муравьёва: ему, под видом угощения вручается неимоверно большой золотой самородок или карикатурные, огромные золотые часы на цепочке. Николай Николаевич категорически отказывается от этих драгоценных «даров», вступая тем самым в открытую войну с купечеством.

IMG_7650.jpg

К императору в… валенках

Великим событием в жизни наших героев стала установка Андреевского флага близ Амура (нынешний Николаевск-на-Амуре). Установил его капитан-лейтенант Невельской. Формально с этого шага начинается возвращение Амура России. Друзья решают вместе ехать в Петербург и защищать перед начальством этот дерзкий шаг.

Сцена во дворце напоминает «судилище инквизиторов». Чиновники, которых ещё недавно главный противник Муравьёва — канцлер Нессельроде учил кланяться и прогибаться, здесь собираются в «стаю» и, подобно хищным птицам, хотят «заклевать» отважных смельчаков.

Если бы не вмешательство императора, который то и дело появляется на сцене в виде «оживающего» в полный рост царского портрета, героям бы несдобровать.
Кстати, даже в императорском дворце Муравьёв появляется в… валенках. Это художественный образ, отличающий великих тружеников Муравьёва и Невельского от паркетных царедворцев.
Трагически заканчивается жизнь Николая Николаевича и в спектакле. Он оппонирует своему другу Волконскому, который уверяет умирающего героя, что его имя будут помнить потомки. «Какие потомки, — трагически шепчет Муравьёв, — меня современники забыли!».

Но Волконский оказывается прав — великий генерал-губернатор не забыт.


По теме