Главное
Наш край, 31 января, 12:00

В Хабаровском крае Амур открывают заново

Директор ХабаровскНИРО Денис Коцюк подвёл первые итоги самой масштабной экспедиции

В Хабаровском крае Амур открывают заново
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

В Хабаровском крае проходит научная экспедиция ихтиологов. Её ценность в том, что до этого рыбные запасы Амура исследовали только в 1945 году. Говорить об окончательных итогах новой экспедиции пока рано, ведь продлится она несколько лет. Но уже сегодня ученые получили ответы на некоторые вопросы. Восстановится ли популяция лососёвых и какими новыми видами рыб можно разнообразить дальневосточникам свой традиционный рацион питания, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» руководитель Хабаровского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), кандидат биологических наук Денис Коцюк.

Беспрецедентная экспедиция

То, что Амур необычайно богат рыбой осознали ещё первые переселенцы из центральных губерний России во второй половине XIX века, когда над нашими землями стараниями генерал-губернатора Муравьёва-Амурского и адмирала Невельского был окончательно поднят русский флаг. Лосося, осетров и другой разнорыбицы было столько, что добывали всё это казавшееся безразмерным богатство все, кому не лень. Первым, кто попытался поставить рыбные запасы Амура на учёт, был агроном при генерал-губернаторе Духовском Н.А. Крюков. В 1894 году он составил детальное описание лососёвой путины от лимана до течения реки выше Благовещенска. И уже тогда в его донесениях прозвучали тревожные нотки.

«С разных концов Амурского края уже несутся жалобы на исчезновение и уменьшение рыбы вследствие полной безалаберности и неустройства промыслов», - писал Николай Крюков в своей работе «Некоторые данные о положении рыболовства в Приамурском крае».

В начале прошлого столетия на Амуре работал великий русский ихтиолог Владимир Солдатов. С его подачи, как считают некоторые исследователи, в окрестностях Николаевска-на-Амуре в 1909 году начал работать первый рыбоводный завод, который выпускал около миллиона мальков кеты в год. Но полномасштабное изучение рыбных запасов Амура началось только с окончанием Великой Отечественной войны.

- В годы войны запасы Амура эксплуатировались по максимуму. Нужно было кормить наши войска на фронте. Началось снижение запасов рыбы. Советское правительство очень внимательно к этому отнеслось. Уже в 1945 году начала работать первая большая научная экспедиция на Амуре. Тогда же в Хабаровске появилось и отделение Всесоюзного НИИ рыбного хозяйства и океанографии, - рассказал руководитель Хабаровского филиала ВНИРО Денис Коцюк. – Но основную роль играл тогда МГУ. Амурской экспедицией с 1945 по 1949 год руководил завкафедрой ихтиологии Московского госуниверситета Георгий Никольский. Через 10 лет все полученные знания он издал в виде монографии «Рыбы бассейна реки Амур».

Амур признан самой богатой по видовому разнообразию рекой всего бывшего СССР – больше сотни разновидностей рыб, от арктических до тропических. Но после большой экспедиции в послевоенное время возникла необходимость исследование повторить. Начавшаяся в 2020 году новая Амурская комплексная научная экспедиция заново оценит состояние рыбных запасов великой реки. Исследования ведут на полностью модернизированном судне, которое носит имя одного из пионеров российской ихтиологии профессора Солдатова, применяются дроны, разработаны специальные ноу-хау для фиксации научных данных в полевых условиях при помощи смартфонов и планшетов. Продлится, как и первая послевоенная экспедиция, новое исследование несколько лет. Но некоторые, пока промежуточные итоги первого года изучения уже удивляют.

исследовательское судно профессор Солдатов -фото ВНИРО.jpg

Именем профессора Солдатова названо исследовательское судно ХабаровскНИРО

«Недоиспользованные» рыбы

Во время первых этапов большой Амурской экспедиции ихтиологи изучили запасы корюшки в низовьях, начали составлять генетические портреты краснокнижных осетров, под особым вниманием лососёвые породы. Но впервые за десятилетия наука обратила внимание на виды, которые у нас никогда не добывались в значительных объёмах. Вьюн, гольян, горчак... Казалось бы, мелкие рыбёшки, у нас их и за рыб-то не считают. А китайцы готовы в больших объёмах их у нас покупать.

- Мы вводим новые объекты промысла. Это первые итоги нашей экспедиции. Вьюн, например. Мы обосновываем 50 тонн общего допустимого улова. Рыбка мелкая, но продукт валютоёмкий, китайцы готовы охотно его покупать, - отмечает Денис Коцюк. – Ещё один не характерный для наших рыбаков вид – судак. С 70-х годов прошлого века он освоился в Амуре, пришёл из озера Ханка, куда его искусственно завезли. Сейчас размножился в наших реках. Мы даем рекомендацию нашим рыбакам добывать до 70 тонн судака в год.

Не так давно из Красной книги России вывели шесть видов амурских рыб, среди которых знаменитые китайский окунь-ауха и сом Солдатова. Дальше список разрешённых если не к промышленному, то хотя бы к любительскому промыслу видов будет расширяться, уверены учёные.

ЭксклюзивОбщество
После её исключения из федерального списка редких видов нужно редактировать краевой
07 апреля 2020, 10:00 0

Следующие два года участники Амурской экспедиции обследуют места обитания других разновидностей речных обитателей. Список разрешённых к добыче видов может пополниться ещё десятком «недоиспользованных» видов. И речь идёт не только о рыбах.

- Беспозвоночные Амура тоже перспективный объект для промысла. В частности, моллюск корбикула в лимане. Хотелось бы обратить внимание на миногу (она по своей природе рыбой не является, относится к низшим позвоночным класса круглоротых. – Прим. ред.). У нас её ловят в основном рыбаки-любители или из числа коренных народов. Но если наладить её промысел, то минога будет востребована даже на российском рынке. На западе страны во многих регионах (Ленинградская, Калининградская области, например) она считается деликатесом, но состояние европейской миноги катастрофично. И нашу амурскую миногу там бы охотно покупали, - уверен Денис Коцюк.

Попадались участникам Амурской экспедиции и расселяющиеся по Амуру мохнаторукие крабы. Считается, что членистоногие сбегают с ферм в соседнем Китае. Однако учёные не считают, что амурские крабы станут когда-либо промысловым видом (для их размножения у нас слишком холодно), как их морские собратья. А вот заселившая наши воды практически полностью прозрачная рыба-лапша (саланкс) вполне могла бы стать объектом добычи.

моллюск корбикула в Амурском лимане перспективен для промысла.jpg

Моллюск корбикула в Амурском лимане перспективен для промысла.

Без красной рыбы не останемся

Один из приоритетов новой Амурской экспедиции – изучение ситуации с лососёвыми, едва ли не главного промыслового объекта. Учёные расширили охват нерестилищ, сравнили данные нынешних уловов с тем, сколько красной рыбы добывали в прошлом. Первый вывод – катастрофы с лососем на Амуре нет.


- Вылов прошлого года – 7,5 тысячи тонн осенней кеты. Это даже выше средних многолетних значений. В 90-е годы прошлого века на Амуре добывали от 500 до 2 тысяч тонн красной рыбы! Если мы взглянем на график уловов лососёвых на Амуре за 120 лет, то увидим, что снижение численности длилось примерно 40 лет - с 1970-х годов вплоть до начала 2000-х. После 2005 года начался подъём. И хотя год от года будет сильно отличаться, но в среднем годовые уловы кеты будут около 10 тонн, - говорит Денис Коцюк.

Однако это вовсе не повод расслабляться и черпать красную рыбу как из бездонной бочки. По оценке учёных, рыболовных участков на Амуре под добычу лососёвых сейчас сформировано примерно в два раза больше, чем нужно (350 против предельного числе в 160-170).

- В 2021 году мы ожидаем самые низкие возвраты лососёвых на Амуре. Сразу скажу, послаблений точно не будет. Регулировать будем жёстко. В приоритете при распределении лимитов будет коренное население, рыбаки-любители. А промышленность уже по остаточному принципу. По летней путине, как и в прошлом году, ожидаем самые строгие ограничения. По осенней кете объёмы будут несколько ниже предыдущего года, - резюмировал Денис Коцюк.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме