Главное
Наш край, 23 октября, 20:00

Французский след на карте Хабаровского края

Как посёлок Де-Кастри сохранил имя маршала времён короля Людовика XVI

Французский след на карте Хабаровского края
Фото: «Людовик XVI дает инструкции Лаперузу», Николя-Андре Монсио. 1785 г.

К 83 годовщине образования нашего региона 20 октября, ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает серию публикаций о малоизвестных страницах прошлого небольших поселений обширной территории. Мы уже рассказывали об истории Новой Ини на самом севере, сладкой столице края Дормидонтовке, оружейной кузнице Эльбане и так далее.

Есть на карте Хабаровского края порт с красивым французским названием Де-Кастри. Как в Ульчском районе сохраняют память о великих европейских мореходах, о дерзком поступке участников русской Амурской экспедиции Геннадия Невельского, присоединивших эти земли к нашему государству, о том, почему в Де-Кастри пришлось годами противостоять японцам, наша следующая история.

По следам Лаперуза

Своим названием посёлок Де-Кастри на берегу залива Чихачёва, что до 1952 года он назывался заливом Де-Кастри, но был переименован в честь участника Амурской экспедиции Невельского середины XIX века, обязан Франции. В конце XVIII века король Людовик XVI, который был ошарашен и во многом напуган результатами экспедиции англичан под командованием Джеймса Кука – успеть бы за Британией с открытием новых колоний - в 1785 году отправляет в кругосветный поход целый десант из французских офицеров и учёных под началом капитана Жана Франсуа де Гало Лаперуза.

- Летом 1785 года, через 5 лет после возвращения кораблей Кука, маршал Шарль Эжен Габриэль де ла Круа де Кастри, морской министр Франции, вызвал к себе капитана Лаперуза. Морской министр сказал: «Мы предоставляем в распоряжение экспедиции два 40-пушечных фрегата – «Компас» и «Астролябию» - лучшие суда французского флота. С экспедицией Академия посылает знаменитейших учёных», - цитирует сохранившиеся до наших дней документы методист историко-краеведческого музея посёлка Де-Кастри Елена Тарасюк.
Лаперуз с экспедицией прошёл Атлантику с севера на юг, обогнув мыс Горн, и оказался в Тихом океане, дошёл по нему до Аляски, исследовал берега Китая, Кореи и Японии. Но главной целью была Татария – так европейцы тогда называли все земли к востоку от Урала до тихоокеанского побережья.
- Фрегаты плыли долго. Зашли на Сахалин и стали продвигаться к северу по проливу, который до сих пор зовётся Татарским. Лаперуз уже начал сомневаться, существует ли Татария на самом деле. Но 11 июня 1787 года он увидел темно-синюю полоску берега. Татария не была вымыслом. Новооткрытую землю приветствовали грохотом пушек, - рассказывает Елена Тарасюк. - Но только 23 июня 1787 года им удалось отыскать удобный для якорной стоянки судов залив, который местные жители называли Нангмар.
Лаперуз переименовал эту бухту в честь главного организатора экспедиции, морского министра Франции маршала де Кастри. Но дальше на север он не пошёл, посчитав Сахалин полуостровом. Об этом этапе экспедиции Лаперуза мы знаем лишь благодаря тому, что из залива Де-Кастри тот зашёл в русский порт Петропавловск-на-Камчатке. Там его радушно встретили, провели даже бал. Владевший русским дипломат-француз Бартоломей Лессепс со всеми дневниками сошёл на берег и через Сибирь вернулся на родину. Экспедиция же Лаперуза продолжилась и погибла у Соломоновых островов в южной части Тихого океана.

La_Croix_de_Castries,_Charles_Eugène.jpg
Шарль Эжен Габриэль де ла Круа де Кастри, в чью честь назван посёлок Де-Кастри. Автор полотна: Жозеф Бозе. 


Где поднят русский флаг…

Летом этого года следы Лаперуза в окрестностях Де-Кастри попытался отыскать приморский спортсмен, член Русского географического общества Максим Харченко. В воспоминаниях присоединившего эти земли к России в середине XIX столетия адмирала Геннадия Невельского говорится, что на скалах на берегах залива Де-Кастри тогда им была обнаружена надпись на французском языке «de Laperouze». Через более чем полтора века Максиму отыскать её уже не удалось, зато попалось другое не менее сенсационное свидетельство.

- На одном из валунов я обнаружил старую затёртую надпись: 1853, Де-Кастри. Под ней было выбито изображение трёхмачтового парусного судна, качающегося на волнах, и лосося, - говорит Максим Харченко. – Невельской в своих воспоминаниях указывал, что именно в 1853 году первые русские парусные суда вошли в Татарский пролив. Участники Амурской экспедиции активно в тот сезон ставили посты в Де-Кастри, Императорской бухте и на Сахалине.
Невельскому удалось изменить всеобщее в те годы заблуждение, что Сахалин – полуостров, а Амур не судоходен, а устье его теряется в песках. По пути следования первооткрыватель ставил в редких стойбищах аборигенов флаги России и вручал старейшинам грамоты о переходе в подданство к русскому царю. За «самодеятельность» руководителя Амурской экспедиции пытались наказать в Санкт-Петербурге, но император Николай I наградил первооткрывателя орденом Святого Владимира, а на доклад особого комитета наложил знаменитую резолюцию: где поднят русский флаг, там он спускаться не должен.
- Экспедиция Геннадия Невельского проводилась с 1849 по 1855 год в тяжелейших условиях. Было очень холодно и голодно, в основном питались сухарями, меняли ткань на пищу у нивхов и ульчей, ели юколу. Подробно описал залив Де-Кастри Николай Чихачев. По очертанию берега и по определенной им широте он увидел, что это тот самый залив, который Лаперуз назвал заливом Де-Кастри, - рассказывает методист музея посёлка Де-Кастри. - В марте 1853 года другой соратник Невельского Николай Бошняк собрал местное население и в его присутствии поднял русский военный флаг в знак занятия залива. Здесь у устья речки Нелли был поставлен Александровский пост.
ЭксклюзивНаш край
На заваленном морским мусором валуне он отыскал послание соратников адмирала Невельского
09 июля 2020, 15:30 0

Рубеж обороны

Завершение Амурской экспедиции соратников Невельского пришлось на время кровопролитной Крымской войны (1853 – 1856 гг.). Воюющие тогда против России Англия и Франция пытались взять в осаду Петропавловск-на-Камчатке в 1854 году. Благодаря героизму русских порт удалось отстоять, но немногочисленный флот решено было увести в следующую навигацию в устье Амура. Русская эскадра ушла в залив Де-Кастри, а оттуда в устье Амура.

- Англичане и французы были твёрдо убеждены, что Сахалин - полуостров, а в лиман Амура попасть невозможно. Их корабли караулили русскую эскадру с юга, пытались взять Александровский пост в заливе Де-Кастри. Но до конца Крымской войны все попытки их были бесплодными, - говорит Елена Тарасюк. - Следующий аналогичный эпизод де-кастринской военной истории произошёл через полвека, в июле 1905 года, когда в Де-Кастри высадился японский десант. Это был единственный случай во время русско-японской войны 1904-1905 годов десантирования японских войск на материковую часть российской империи.
По мере освоения Россией Дальнего Востока во второй половине XIX века рядом с Александровским постом растёт поселение Де-Кастри. Его посещали писатель Антон Чехов по дороге на Сахалин и наследный принц германского императора Вильгельма II Генрих с дружественным визитом.

В 1860 году под Де-Кастри был заложен очень важный для мореходства Клостер-Кампский маяк. Он назван был по имени битвы у немецкого местечка Клостер-Камп в 1760 году, после победы в которой «взошла звезда» французского маркиза де Кастри, чьё имя носит посёлок. Маяк этот под именем Орловского (Дмитрий Орлов – один из сподвижников Невельского) действует до сих пор. С ним связана одна из самых драматичных страниц Гражданской войны на Дальнем Востоке.

- На этот маяк в январе 1920 года после поражения в боях с партизанским отрядом Якова Тряпицына (он прославится летом того же года сожжением Николаевска-на-Амуре. – Прим. ред.) отступил с небольшим отрядом белогвардейцев полковник Николай Виц. Он надеялся дождаться в Де-Кастри помощи от японских интервентов. Но «тряпицынский» отряд осадил «белых» на маяке. До марта продолжалось «Клостер-Кампское сидение». Запасы пищи на маяке закончились. Полковник Виц покончил жизнь самоубийством, его отряд сдался, - говорит Елена Тарасюк.
Японский десант всё-таки высадился в Де-Кастри, интервенция продолжалась до 1922 года. Эту постоянную угрозу со стороны занимавшего тогда весь юг Сахалина японского губернаторства Карафуто учли советские власти. С 1932 года там создаётся Де-Кастринский укрепрайон. Он был расформирован после освобождения Сахалина в 1945 году, но огромные доты и береговые укрепления сохранились до сих пор.

Призыв из Де-Кастри

С Де-Кастринским укрепрайоном связан яркий эпизод в истории всего Дальнего Востока. Командир артиллерийского дивизиона и впоследствии Герой Советского Союза Георгий Хетагуров познакомился на берегах «французского» залива с приехавшей в Де-Кастри по оргнабору Валентиной Зарубиной. Она стала его женой. А в 1936 году Валентина Хетагурова выступила инициатором всесоюзного движения «Девушки – на Дальний Восток!», которое до сих пор называют хетагуровским.

- Её выбрали делегатом Всеармейского совещания жён командирско-начальственного состава РККА в 1936 году. С высокой трибуны, а затем и в газете на всю страну, она обратилась к молодым женщинам СССР с призывом ехать на Дальний Восток. «Далеко на Востоке, в Приморской и Приамурской тайге мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край. И много ещё нужно людей для того… Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей», - говорила она. После этого призыва на Дальний Восток потянулись эшелоны из тысяч девушек-добровольцев, - рассказывает Елена Тарасюк. – Валентина Хетагурова прожила долгую жизнь. Она постоянно поддерживала связь с Де-Кастри. В нашем музее сохранились подписанные ею открытки, которые она отправляла жителям посёлка.
открытка от Валентины Хетагуровой.jpeg

После расформирования военно-морской базы и укрепрайона в Де-Кастри начинается полоса большого гражданского строительства. Бухта с иностранным именем становится одним из основных центров экспорта леса с советского Дальнего Востока за границу.

- В 2002 году в Де-Кастри начали реализовывать проект по организации морских перевозок нефти. В 2006 году был сдан в эксплуатацию нефтеналивной терминал, через который отгружается нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1» на северо-восточном шельфе острова. Загрузка танкеров осуществляется через самый крупный в мире выносной одноточечный причал «Сокол». Он расположен в шести километрах от берега и позволяет подходить к нему танкерам с грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, - рассказывает бывший житель Де-Кастри, профессор Салават Сулейманов.
Сегодня Де-Кастри ухоженный городок на берегу студёного моря. Есть перспективы осуществления здесь новых масштабных проектов. Например, завод по сжижению газа, оптимизм местным жителям внушают и планы властей страны всё-таки проложить железную дорогу на Сахалин, которая пройдёт и через Де-Кастри.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме