Развитие транспортной инфраструктуры, с учётом обозначенного на федеральном уровне разворота экономики страны на Восток, имеет особое значение для Хабаровского края. Так, по решению президента России Владимира Владимировича Путина строятся альтернативные пути доставки грузов, такие как частная Тихоокеанская железная дорога, а также принимаются другие меры, которые позволят увеличить объёмы грузов, доставляемых до местных портов. С учётом сложившейся ситуации снова начинает звучать идея строительства железнодорожного моста или транспортного тоннеля, который соединит остров Сахалин с материком. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», среди людей, поддерживающих, без преувеличения, проект века – губернатор Михаил Дегтярев.
Амбициозный проект
Впервые идея о прямом транспортном сообщении между островом Сахалин и материковой частью страны возникла в конце XIX века. Правда, проект тогда признали экономически нецелесообразным, поэтому от него решили отказаться. Однако мысль продолжала витать в воздухе и обрела новую форму уже при генсеке СССР Иосифе Сталине. При рассмотрении вариантов тогда остановились на подводном железнодорожном тоннеле под проливом Невельского в районе мысов Лазарев - Погиби, которому была бы не страшна неустойчивая местная погода, льды, а также потенциальные противники Советского Союза. В 1950-х годах стройка началась ударными темпами, однако вместе со смертью вождя проект был остановлен, несмотря на значительный объём проделанной работы.
Примечательно, что остров соединили с «большой землёй» лишь в 1973 году, когда была торжественно открыта морская железнодорожная паромная переправа Ванино - Холмск. Вместе с её вводом начался качественно новый этап в развитии всего Дальнего Востока. Не удивительно, что окупилась она очень быстро – всего за пять лет, что даже в современных экономических условиях крайне впечатляющий срок. Необходимо отметить, что на проектную мощность переправа вышла только к концу 1976 года.
Но время шло, а вместе с ним росли и транспортные запросы островного региона. Так, в 1992 году тогдашний начальник Сахалинской железной дороги Васильев во всеуслышание заявил, что к идее строительства связующей остров и материк артерии нужно вернуться. Затем, уже в 1999 году, о необходимости разработки проекта упомянул бывший российский министр путей сообщения Николай Аксёненко. Эту инициативу тогда поддержал губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, однако глава Хабаровского края Виктор Ишаев отнёсся к ней холодно – его смутила стоимость проекта.
Тогда казалось, что строительство вот-вот начнётся, однако этого так и не произошло. Всё ограничилось изыскательскими работами на предполагаемом месте перехода, которые прошли в 2000 году. В итоге министр Николай Аксёненко ушёл в отставку, губернатор Фархутдинов погиб в авиакатастрофе в 2003, а идею отложили в долгий ящик. Целых пять лет понадобилось властям, чтобы вновь вернуться к рассмотрению животрепещущего вопроса. Надежда появилась в феврале 2008 года, после совещания, которое прошло в администрации Сахалинской области.
Было принято решение об очередной актуализации проекта транспортного перехода с изучением возможных вариантов реализации. К делу подключились 14 проектных организаций. Даже была озвучена ориентировочная стоимость строительства — сумма вышла внушительная, порядка 300-330 миллиардов рублей. Однако всё поставил на места визит на Дальний Восток тогдашнего президента РЖД Владимира Якунина. Он отметил, что проект очень важен как с точки зрения транспортного единства страны, так и улучшения условий труда сахалинцев, однако сказал, что власти страны решили перенести рассмотрение данного вопроса на 2011 - 2013 годы.
По состоянию на апрель 2013 года проект железнодорожного перехода проходил стадию согласования. Подрядчики рассматривали тогда три варианта — тоннель под проливом Невельского (протяжённость 12,4 километра), насыпная дамба с судоходным каналом (протяжённость 16 километров) и мостовой переход (6,6 километра). В итоге остановились на последнем — решили строить двунаправленный железнодорожный мост с уклонной двойной тягой. Во многом такой вариант был обусловлен более низкой стоимостью, чем два предыдущих. Однако никаких новостей о ходе работ больше не было.
Новое развитие
Проблема транспортного сообщения между Сахалином и материком снова жёстко себя обозначила летом 2015 года. Внимание всех региональных и федеральных СМИ тогда привлекла ситуация со скоплением в порту города Ванино более тысячи пассажиров, которые из-за проблем с паромной переправой долгое время не могли отправиться на остров. Чтобы разрешить ситуацию, властям даже пришлось просить помощи у военных — отчаявшихся людей до пункта назначения доставлял большой десантный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Невельской». Тогда же на уровне страны всем стало известно, что подобные заторы в порту — не редкость.
Но проблемы с пассажирскими перевозками на Сахалин оказались лишь вершиной айсберга. Вопрос с паромной переправой назрел очень остро — морские грузовые суда серьёзно обветшали, их количество за последние годы сократилось до трёх. И всё это при общем увеличении объёмов перевозок, которые достигли одного миллиона тонн груза в год, что является практически максимумом. Кроме озвученных выше факторов нельзя не брать во внимание и капризы погоды, от которых напрямую зависит функционирование паромной переправы, а значит, и снабжение островного региона.
О необходимости что-то делать со сложившейся ситуацией тогда заявил полномочный представитель президента Российской Федерации Юрий Трутнев. Правда, в качестве решения он сделал упор на модернизацию морского пути. И дело действительно сдвинулось — на Амурском судостроительном заводе заложили два новых парома. Значило ли это, что на проекте моста на Сахалин поставили крест? Совсем нет — это стало известно в 2017 году. Об этом уже лично заявил президент страны Владимир Владимирович Путин в ходе прямой линии, отвечая на вопрос одного из жителей страны. О том, что переправе быть, Владимир Путин напомнил на Восточном экономическом форуме в том же году.
Стоимость строительства железнодорожного моста и всей необходимой инфраструктуры, включая подъездные пути, ориентировочно оценивается в сумму от 500 до 615 миллиардов рублей. В августе 2021 года вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что Правительство РФ работает над экономическим обоснованием проекта строительства моста на Сахалин, но принимать такое значимое для страны решение может только президент. В свою очередь, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в сентябре 2021 года заявил, что нужно перейти к проектированию мостового перехода на Сахалин. Однако на этом тема снова затихла, но вновь напомнила о себе в нынешнем, 2023 году – также на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Как шесть лет назад о ней сказал президент, так в этот раз губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Нужно понимать, что кроме экономической составляющей новый мост имеет и важное социальное значение. Население острова на данный момент составляет около 450 тысяч человек, которые находятся практически в полной транспортной изоляции от континентальной части Российской Федерации. Транспортная переправа на Сахалин позволила бы на порядок улучшить привлекательность данной территории для россиян, многие люди смогли бы рассматривать остров как потенциальное место постоянного жительства. Регулярное и развитое железнодорожное сообщение с островом привело бы к снижению уровня цен на некоторые товары, что также может положительно сказаться на уровне жизни его населения.
Волевое решение
Как сказал глава региона Михаил Дегтярев в ходе сессии форума «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество», обсуждать прокладку подходов к будущему переходу между Сахалином и материком и начинать проектирование с обеих сторон нужно уже сейчас. По его мнению, появление такой транспортной артерии даст мощный импульс развитию как островного региона и Хабаровского края, так и всего Дальнего Востока. И принимать решение нужно быстро. Михаил Дегтярев подчеркнул, что сейчас из-за нехватки провозных мощностей в режиме заморозки находятся инвестиционные портовые проекты мощностью 58 миллионов тонн.
Участники сессии поддержали заявление Михаила Дегтярева. Как отметил оппонент губернатора по дискуссии председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарёв, данная стратегия прекрасно вписывается в направление, обозначенное президентом Владимиром Владимировичем Путиным, о переходе от экономики спроса к экономике предложения. С учётом современных вызовов инфраструктуру необходимо развивать опережающими темпами, а не идти на компромисс, упираясь в текущие ограничения.
Но самое главное, начала наконец-то появляться ясность с денежным обеспечением реализации проекта. Так, по словам первого вице-президента «Газпромбанка» Павла Бруссера, которые он озвучил на ВЭФ в этом году, его финансовая организация состоит в рабочей группе по строительству моста на Сахалин и до конца года планирует предложить вариант финансирования. Однако последнее слово остаётся за президентом России Владимиром Владимировичем Путиным – только от его волевого решения зависит будущее этого проекта «космического масштаба».
В заключение хочется добавить, что целесообразность строительства моста на остров необходимо оценивать не только с точки зрения быстрой окупаемости вложенных средств и технической возможности реализовать проект. Крайне важными в данном вопросе являются и перспективы развития всего российского Дальнего Востока. Социально-экономический потенциал острова, заключающийся в реализуемых на его территории программах «Дальневосточного гектара» и льготной ипотеки, станет только выше в случае появления здесь такого крупного объекта транспортной инфраструктуры.