Хабаровский край, как и вся наша страна, живёт в режиме беспрецедентных западных санкций. По задумке лидеров недружественных государств, они должны были задушить и до основания разрушить российскую экономику. Что произошло на самом деле, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» спросил у местного бизнеса и представителей властей.
Китайское – не значит плохое
По приглашению краевого Минэкономразвития отправляюсь на окраину посёлка Горького в Хабаровске. Здесь выросли цеха нового производства. Местная компания по торговле электрооборудованием в основном западного производства организовала тут производство по пакетированию и обслуживанию дизельных электростанций. Второе в крае. Раньше этим ещё с советских времён занимался такой промышленный гигант как «Энергомаш». Санкции же подтолкнули к появлению нового предприятия.
Производство молодой компании «Атом» помогает решать проблемы с перебоями электроэнергии для социальных проектов в городах региона, а также отдалённых посёлков и ведущих работу в труднодоступных местностях предприятий. Компания «Атом» осуществляет проверку качества сборки из комплектующих из Китая, производит сборку основной металлической конструкции, электромонтажные и слесарно-сварочные работы.
За прошлый год хабаровская компания поставила на рынок 16 дизельных электростанций различной мощности. Оборудование работает в Ванино и Заветах Ильича, в Чумикане и Вяземском. В 2022 году организация принимала участие в замене устаревших электростанций в отдалённых поселениях, происходящей по губернаторской программе, в районе им. Лазо. Новые дизельные установки от хабаровского производителя появились в пос. Катэн и пос. Солонцовый.
К слову, после введения санкций во многих поселениях, на ряде предприятий, где активно пользовались энергетическими установками от западных производителей, столкнулись с проблемой их ремонта и обслуживания. Зарубежные компании из недружественных стран остановили поставки деталей и комплектующих. Между тем, в китайских двигателях для дизельных электростанций продолжают использоваться технологии от ведущих мировых производителей.
Новые ниши
В краевом министерстве промышленности и торговли признают, что санкции, конечно же, оказали негативное влияние на нашу экономику. Например, на год перенесена сдача в эксплуатацию нового терминала международных авиалиний в Хабаровске. Красивое современное здание турецкая компания-то построила. Но оборудование для обслуживания пассажиров, обработки багажа и так далее было заказано и даже частично оплачено ещё до введения санкционного режима у ведущих производителей из оказавшихся недружественными стран. Теперь они категорически отказались поставлять это оборудование в Россию. Пришлось искать замену на отечественном рынке и рынках дружественных стран. А это дополнительное время.
Введение санкций также отразилось на производственной деятельности филиала ПАО «Корпорация Иркут», производящего пассажирские авиалайнеры SSJ-100 в Комсомольске-на-Амуре. Практически всё оборудование, применяемое на самолётах, было импортного производства. Тем не менее, в рамках принятых мер ускорены мероприятия по импортозамещению иностранных компонентов по программе SSJ-NEW. Это позволило ускорить организацию производства отечественного двигателя ПД-8, а также всех систем самолёта. В 2023 году ожидается первый полёт полностью импортозамещённой версии лайнера.
По образцу
Такую нишу, например, нашла хабаровская компания «ПромМаш». Больше десяти лет она занимается ремонтом двигателей карьерных и других специальных автомашин. Сперва использовали импортные детали. Практически вся техника на наших месторождениях – импортного производства. Даже на БелАЗах, собранных в дружественной Белоруссии, стоят двигатели американской фирмы Cummins.
Разумеется, техника регулярно ломается. А запчасти для её ремонта производители из недружественных стран поставлять отказываются. Боятся санкций от своих западных правительств за нарушение режима антироссийских санкций. Есть, конечно, такое понятие как параллельный импорт. Какие-то детали везут через Китай или Корею. Но это долго, да и по цене такие запчасти получаются дороже.
Кстати, именно таким путём развивались нынешние «азиатские тигры» – Япония, Южная Корея, Китай. Брали американские или европейские модели автомобилей, холодильников, телевизоров и так далее, разбирали их по винтику и копировали. Сегодня японские, корейские, а теперь и китайские производители техники – лидеры на мировом рынке!
Кстати, в прошлом году хабаровская климатическая компания пошла на эксперимент. Построила опытное овощехранилище, заложила в него партию картофеля. Хотели испытать своё оборудование. Эксперимент прошёл удачно. Картошка к весне сохранилась как будто только с поля. Чем не ещё одна ниша для импортозамещения? В крае сейчас, по оценке Минпромторга региона, до 80% продовольствия – завозные. Нужно строить больше овощехранилищ, чтобы сохранять урожай.
Государство поддержит
В Хабаровском крае практически сразу же после введения санкций был создан оперативный штаб. Его заседания, как правило, регулярно проходят под председательством губернатора. Разработан антикризисный план и дополнительные меры поддержки предпринимателей, готовых заняться импортозамещением.
В Хабаровском крае до конца этого года продлена беспрецедентная акция, когда готовым заняться импортозамещением предпринимателям земли под развитие производства готовы предоставить по символической арендной плате в 1 рубль.
Также в этом году существенно увеличено финансирование краевого фонда развития промышленности. Он предоставляет кредиты по льготной ставке до 5% тем, кто готов заместить ушедших с наших рынков западных производителей.