Первая ловушка, по мнению участников конференции - «пространственная». Дальний Восток представляет из себя территорию в семь миллионов квадратных километров. На каждый квадратный километр приходится порядка 800 рублей созданного дохода. В Российской Федерации - за исключением Дальнего Востока - ещё 10 миллионов квадратных километров, но на каждый километр созданный доход составляет уже порядка 10 тысяч рублей.
- Получается задача: что нужно выполнить, чтобы эту территорию сделать приоритетной и развивать её? Нужно «забрать», грубо говоря, на западе страны и перебросить все на восток. Технически это сделать невозможно. Значит, нужно заниматься пространством своей территории. Иначе представлять это пространство, не распыляться, а найти какие-то точки. Проанализировать, смоделировать и уже отталкиваясь от расчётов принимать решения, - отметил научный руководитель Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук Павел Минакир.
Об этом академик РАН заявил в ходе международной научно-практической конференции
29 апреля 2021, 16:00 0
Вторая проблема, которую отмечают учёные, относится к «масштабу». В регионе нет современного производства, которое могло бы давать краю эндогенный доход, т.е. получать прибыль самостоятельно от деятельности внутри субъекта. Так же специалисты отмечают отсутствие масштаба производства и рынков сбыта. Долгое время регион является поставщиком сырья в соседние страны, что не способствует развитию экономики.
«Ментально-институциональная» ловушка – это третий момент, который нужно иметь ввиду при создании стратегий развития региона. Допустим, сидя в столице, чиновники даже не представляют, что это за территория, что она разная, что у неё нет проблем, характерных для территорий в других частях страны. Тем не менее, создаются программы-копии с моделей, применявшихся для других регионов - но они, зачастую, малоэффективны. По мнению учёных, здесь местным властям нужно выстраивать диалог с центром, не бояться выступать с законодательными инициативами.
- Последняя ловушка – «интеграция». Много разговоров идёт о спасении во внешнем рынке. Есть какая-то нацеленность на это направление. Но я хочу сказать, что мы уже наткнулись на монопсонию, то есть монополию единого покупателя, в Европейском Союзе. Хотя там есть небольшое место для маневра и можно какую-то продукцию на рынок поставлять. Сейчас мы пытаемся создать худшую монопсонию в Китае. Это монолитное пространство. Там покупатель может просто не взять товар, если цена ему не понравится. И вы не сможете ничего сделать, как снижать стоимость себе в убыток, - подчеркнул Павел Минакир.
Как рассказал спикер, все четыре ловушки взаимосвязаны. Попадая в одну из них, неизбежно возникнут остальные. Властям - как на местах, так и в федеральном центре - необходимо разобраться со всеми из них.