«В октябре 1941 я предложил Вам изменить профиль этого завода и перевести его на производство танков, полагая, что танки нужны сейчас больше, чем любое другое оружие. На это мое предложение Вы ответили: «Нет, не нужно этого делать. Завод должен остаться судостроительным. Пока у нас есть возможность, мы будем строить там военные корабли. Мы не сможем обойтись без них». Ваши слова мною были сообщены рабочим завода. Встречено это было с большой радостью».
Из письма секретаря Хабаровского крайкома ВКП (б) Г.А.Баркова И.В. Сталину, с просьбой о награждении завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре (ныне – Амурский судостроительный завод) орденом Трудового Красного знамени, 1945 г.
Будущая война
Удивительно, но даже в самое тяжелое время Второй мировой, когда само существование СССР из-за ударов немцев было под вопросом, руководство нашей страны смотрело в будущее и готовилось к противостоянию с союзником Гитлера - Японией - на другом конце света.
Об этом говорят многие факты. Один из самых ярких - история строительства на АСЗ двух крупнейших в истории завода кораблей - крейсеров проекта 26БИС «Калинин» и «Каганович», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Эти самые современные на тот момент корабли для Тихоокеанского флота заложили летом 38-го года.
То, что они не могли выйти из Амура в море (глубина в мелководном лимане – 4 метра, а осадка кораблей – до 7), было учтено. Для решения этой проблемы создали отдельную организацию в системе НКВД - «Дальтехфлот». Закупили в Европе технику и начали дноуглубительные работы с расчетом закончить к 1942-му году, к моменту планируемого спуска крейсеров на воду.
Но работы над кораблями затянулись - из-за отсутствия опыта столь масштабного строительства, нехватки квалифицированной рабочей силы, неготовности цехов завода, совсем
недавно вступившего в строй.
Митинг, посвященный закладке АСЗ. 12 июня 1933 г.
А тут еще война... Завод строили в расчёте на поставку многих агрегатов и узлов для кораблей с предприятий западных районов страны. А они оказались в незавидном положении. Например, гребные винты для «Калинина» и «Кагановича» пришлось вывозить из блокадного Ленинграда. Много комсомольских корабелов ушло на фронт, не хватало рабочих рук, не выручал даже 11-часовой рабочий день.
Все это и натолкнуло руководителей Хабаровского края на мысль о том, что недостроенные корабли надо бросить, а на заводе наладить производство танков. Но верховный главнокомандующий это, казалось бы, здравое предложение отверг и приказал крейсера доделать любой ценой.
В результате первый из них – «Калинин» - в мае 1942 года был спущен на воду и позже отправился во Владивосток для окончательной достройки. В лимане Амура был «пробит» к этому времени нужный фарватер 8-метровой глубины.
Версия – диверсия
При этом, есть версия, что японская разведка пыталась помешать проходу корабля. В 7 часов утра 18 июля 1942 года, когда «Калинин» стоял в Николаевске-на-Амуре, в ожидании дальнейшей проводки, город был разбужен мощнейшим взрывом. Люди, выскочив на улицу, увидели, что над портом поднимается столб дыма, в воздухе кружатся обломки. В домах у берега вылетели все стекла. Это в порту взорвались две подводные лодки.
Как стало известно после рассекречивания архивов, четыре торпеды в носовом отсеке взорвались только на одной лодке – Щ-138. Носовая часть субмарины разлетелась практически на атомы, а то, что осталось, мгновенно оказалось на грунте. Стоявшая рядом Щ-118 получила пробоины и также затонула. На 138-й погибли 35 подводников, включая командира, на Щ-118 - восемь. Только по счастливой случайности не сдетонировал весь боезапас на обеих подлодках и пришвартованной рядом барже со снарядами - тогда бы от порта вообще мало что осталось.
Сразу родилось предположение о диверсии. Подозрения в ее организации пали на помощника командира «Щ-138» лейтенанта Павла Егорова, которого на момент взрыва на лодке не было. Вечером того же дня, когда его пришли арестовывать, он застрелился.
История уникального поселка
18 февраля 2020, 13:30 0
Комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, пришла к заключению, что «взрыв боезапаса мог произойти только с помощью специального подрыва заряда весом не менее 600 граммов, приложенного вплотную к торпеде». Рассекреченные документы о расследовании не позволяют понять, на основании каких данных был сделан такой вывод. Так что, возможно, версия о диверсии родилась на самом деле по причине военной шпиономании, а взрыв был просто несчастным случаем.
Который из Кагановичей?
Пока шли разбирательства со взрывом, «Калинин» ушел во Владивосток, где в начале 43-го, после устранения всех недоделок, был принят госкомиссией. Но тут у наркомата ВМФ родилась идея – крейсер надо перевести на Северный флот, в Мурманск, чтобы он повоевал против немцев.
Были проработаны два варианта перехода: по Северному морскому пути – 70 суток и через Панамский канал – 113 суток. Командование выбрало первый маршрут.
Комсомольские корабелы получили новый срочный заказ - на изготовление усиленных ледовых якорей и винтов. На крейсере стали срочно укреплять корпус, на наиболее тяжелом участке Севморпути, в устье Енисея, построили ремонтный пункт, - на случай, если во время проводки что-то случится. Но едва все было готово, пришел, как это часто бывает, приказ: «Отставить». Крейсер решили все-таки оставить на Тихом океане и готовить к боевым действиям против Японии.
Владимир Костенко три раза сидел, предсказал гибель «Титаника» и опередил уровень мирового судостроения
06 июня 2017, 16:00 0
«Калинин» остался, но в войне августа-сентября 1945-го года участия так и не принял, как, впрочем, и большинство кораблей ТОФ, настолько быстро капитулировала Япония.
А второй комсомольский крейсер по разным причинам - например, рулевую машину, предназначенную для него, пришлось отправить на Черное море для восстановления разбомбленного немцами однотипного «Молотова» - был и вовсе окончательно достроен только после войны.
И, по ходу дела из «Кагановича» стал «Лазарем Кагановичем». Дело в том, что родной брат члена Политбюро Лазаря Кагановича Михаил, тоже крупный партийный чиновник, в самом начале войны застрелился, не выдержав нервного напряжения из-за разборок на тему: враг он народа или нет.
И, дабы избежать кривотолков, руководство страны решило уточнить, в честь которого из Кагановичей назвали корабль. Потом, кстати, корабль и вовсе переименовали в «Петропавловск», но это уже совсем другая история.
Но, понятно, что в октябре 41-го, когда Сталин принял решение - несмотря ни на что продолжать готовить Тихоокеанский флот к будущей борьбе с Японией, - никто скоротечности этой войны, вызванной геополитическими причинами, в том числе, появлением у США атомной бомбы, предвидеть не мог. И комсомольские корабелы в тяжелейших условиях сделали все, что от них требовала страна.
Крейсер "Лазарь Каганович"
КСТАТИ
Во время тяжелейшей войны с немцами, на Дальнем Востоке, готовясь к противостоянию с Японией, делали не только корабли. Конечно, многие грандиозные стройки, направленные на укрепление обороноспособности Дальнего Востока, пришлось законсервировать (
например БАМ), но наиболее важные стратегические проекты, несмотря ни на что, довели до конца.
Так, именно в Хабаровском крае был построен первый в мире подводный нефтепровод. Сейчас первой подводной «трубой» принято считать топливопровод, проложенный по дну Ладоги для снабжения топливом Ленинграда в июне 42-го. Но наша подводная «труба» была сдана раньше - в марте того же года!
Речь - об участке нефтепровода Сахалин-Софийское, проложенном по дну Татарского пролива. В мирное время нефтепровод, протяженностью 400 километров, предполагалось построить в течение трех лет, начиная с 1940-го года. Но строители, работавшие в диких, нехоженых местах, сразу безнадежно отстали от графика, поэтому, когда началась война, задача казалась и вовсе невыполнимой. Тем более, что она была теперь усложнена - сдать объект нужно было всего за год. Но все сделали в срок.
Подводную часть укладывали в феврале-марте 1942-го года, когда пролив накрепко замерз. Нефтепроводчики, среди которых преобладали заключенные, растащили трубы тракторами вдоль намеченной подводной трассы, сварили их, опрессовали, а затем взорвали лед через весь 9-километровый пролив, и осторожно «скатили» в пробитый канал «нитку» нефтепровода.
К концу 1942 года нефтепровод был сдан полностью, началось его заполнение. Из Софийского нефть по Амуру доставляли в Комсомольск, на только что пущенный в эксплуатацию нефтезавод.