12 июня Комсомольск-на-Амуре отметит 85-летний юбилей. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает о человеке, который выбрал место для города.
Владимир Полиевктович Костенко - уникальный человек. Российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, революционер, лауреат Сталинской премии. Он и определил судьбу Комсомольска-на-Амуре.
Цусима, «Титаник» и покушение на Николая
Будущий корабельный инженер родился 20 сентября 1881 года в Полтавской губернии. Классическую гимназию окончил с золотой медалью и поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в Кронштадте. Его в 1904 году закончил также с золотой медалью и занесением его фамилии на мраморную доску почета. Уже в дипломном проекте он разработал ряд технических новшеств и применял их впервые в мировой практике, будучи помощником строителя броненосца «Орел», на который вскоре был назначен корабельным инженером и вместе с эскадрой боевых кораблей двинулся на Дальний Восток.
Участие в этом походе, закончившимся Цусимским сражением, вооружило Владимира практическим опытом и дало толчок для дальнейших исследовательских работ.
Цусима, как известно, была проиграна, но броненосец «Орел», получив 140 прямых попаданий, смог удержаться на ровном киле до конца боя. Костенко, впервые в мире применив в аварийных условиях таблицы непотопляемости своего учителя морского академика Крылова, смог предотвратить опрокидывание «Орла».
«Одна небольшая пробоина и «Титаника» не станет» - говорил он.
В 1910 году Костенко... был арестован. Оказалось, что он революционер, активный член партии эсеров, известный среди товарищей под кличкой Цицерон и замышлявший покушение на Николая Второго – при его посещениях кораблей.
Инженер был заключен в Петропавловскую крепость и вскоре осужден на 6 лет каторги, но по ходатайству морского министра, адмирала Григоровича Николай II помиловал его со словами – «Нам талантливые люди нужны».
Кстати, во время предварительного заключения Костенко обвенчался со своей первой женой - Софьей Волковой.
После освобождения он вынужден уволиться с флота - работает на различных судостроительных заводах, проектирует и сдает в эксплуатацию самые разнообразные военные и коммерческие суда. Между делом занимается наукой, например, разрабатывает теорию гибкого двигателя, основанную на движениях рыбьего хвоста. Однако все опытные работы нарушили Первая Мировая война и революция.
В 1920 году умирает от чахотки жена, Костенко остается с тремя малолетними детьми на руках. Через некоторое время одноклассник знакомит его со своей сестрой Ксенией Меранвиль де Сент-Клер – и в 1922 году инженер женится на ней.
Сменив в послереволюционные годы массу должностей и званий, в 1924 году он становится членом правления Ленинградского «Судотреста».
Дочь Костенко Наталья Владимировна вспоминала: «Папа рассказывал: «Обычно приговор приводят в действие на рассвете. На девятый день после объявления приговора в 5 часов утра загремел замок и мне приказали: «Собирайтесь». Вели по длинному тюремному коридору. Я знал - если в конце поведут налево – расстрел, направо – возможны какие-либо изменения судьбы». Папу повели направо и зачитали новый приговор: «Ссылка на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения» (СЛОН)».
На Соловках он пробыл недолго. При этом продолжал работать по специальности, создавать проекты самого широкого диапазона – от эскиза туристического судна до новой формы ледоколов. Придумал даже водопоезд из грузовых барж. В своих замыслах уже тогда он нередко опережал уровень мирового судостроения на 30-50 лет.
Через 4 месяца высшие инстанции перевели его в Особое конструкторское бюро ОГПУ в Харькове, а через год в такое же ОКБ в Ленинграде. На работу возили под конвоем. В 1931 году постановлением коллегии ОГПУ Костенко освобожден и назначен главным инженером «Проектверфи». Так он возглавил проектирование крупнейших судостроительных заводов - в будущем Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске.Беспрецедентная идея
Строительство Комсомольска, как известно, начиналось с завода № 199, ныне - Амурского Судостроительного.
Где именно начать строительство – не могли выбрать очень долго. Первым решением было реконструировать «Дальзавод» во Владивостоке, потом – район Хабаровска, на правом берегу Амура. И наконец – не ближе 400 км от Хабаровска, на левом берегу.
17 февраля 1932 года «Проектверфь» получила предписание от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе срочно направить группу работников на Дальний Восток для ознакомления на месте с возможными площадками для строительства.
Это дало бы возможность ограничиться меньшей территорией и устранить зависимость от колебаний уровня воды в Амуре. Идея эта была беспрецедентна для всей мировой практики кораблестроения.
Дело в том, что при колебаниях уровня Амура до 10 метров – длина обычных наклонных стапелей получалась едва ли не с 0,5 км и вовсе не гарантировала безопасного спуска. Сборка корпусов на открытом воздухе, в суровых климатических условиях также была мало реальна. В эллингах же, задуманных Костенко, температура зимой могла поддерживаться до +10 градусов. Готовность кораблей в доках – до 90%.Было также понятно, что спускать суда для достройки непосредственно в русло грозной реки нельзя и необходимо найти закрытые районы или плесы.
9 апреля 1932 года комиссия во главе с первым заместителем наркома по военным и морским делам СССР Яном Гамарником подписала протокол, согласно которому площадка села Пермского, у Малого и Большого Силинских озер наиболее отвечает назначению – строительству судостроительного завода.
Проектирование завода шло в сложнейших условиях одновременно с изысканиями, подготовкой к строительству и самим строительством. Конечно, возникали, мягко говоря, трудности, были необходимы уточнения.
Вскоре новый тип судостроительного завода, с большим объемом работ по гидротехническим сооружениям, вызвал большие вопросы в Москве.
16 октября 1932 года в Кремле состоялось заседание Совета труда и обороны под председательством Сталина по вопросу строительства и проектирования завода. Против Костенко были все. Глава Дальневосточного крайкома Бергавинов представил все так, будто он сознательно применил самый сложный тип сооружений – чтобы затруднить стройку. Отсюда - нехватка рабочих, материалов, транспорта, строительных механизмов.
Владимир Полиевктович обстоятельно, аргументировано доказал техническое превосходство своего проекта. Признавая строительство нелегкой задачей, он, тем не менее, настаивал, что его проект значительно легче для осуществления, чем обычные наклонные стапеля и что такое и только такое решение приемлемо в условиях Амура.
Выслушав его, Сталин сказал, что в специальных вопросах надо полагаться на специалистов, и одобрил проект.
В дальнейшем Костенко часто бывает на стройплощадке в Комсомольске, принимает важные решения, увязывая их с ходом строительства. Его называли «душой всего дела».
К своим пятидесяти годам он имел за плечами опыт, которым, наверное, не мог бы похвастаться ни один кораблестроитель в мире, и огромный опыт общения с людьми: он умел находить общий язык с рабочим и адмиралом, с рядовым конструктором и руководителем промышленности.
После работы на Дальнем Востоке Костенко приступает к проектированию завода в Северодвинске, под Архангельском.
25 февраля 1941 года его арестовывают в третий раз, опять обвиняя во вредительстве, заключавшемся на этот раз в преднамеренном выборе площадки на болотистом месте, что якобы повлекло за собой большие перерасходы при выполнении гидротехнических работ. Впоследствии Владимир Поливектович рассказывал подробности допросов:
Я: Петр Великий был первым вредителем, ведь он построил город на болоте, а я только завод. Будущая война докажет, что стратегически мною выбрано место абсолютно правильно.
22 июня 1941 года он находился в одиночной камере Ленинградской тюрьмы. Затем - эвакуация в Златоустовскую тюрьму, где он просидел до 10 июня 1942 года, когда в связи с прекращением дела его освободили и срочно командировали опять на Дальний Восток.
Жена не дождалась его из тюрьмы, скончалась чуть раньше освобождения.
Позже, в 1945 году, за участие в строительстве Комсомольского судостроительного завода он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году его имя Сталин лично внес в список лауреатов Сталинской премии за создание советских судостроительных заводов.
Радовался ли Владимир Полиевктович полученным наградам? Так ли важны они были для него после всего того, что ему пришлось пережить? Этого мы никогда не узнаем.
Подготовил Антон Ермаков. Выражаем благодарность специалисту экспозиционного и выставочного отдела истории города Краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре Елене Владимировне Лапчук и специалисту музея трудовой славы «АСЗ» Валентине Владимировне Косыревой за помощь при подготовке материала.