Главное

Провались Москва, Хабаровск останется

27.02.2018
Бутрин
Дмитрий
Эксперт Дальневосточного медиафорума, зам главного редактора ИД «Коммерсант» по экономике Дмитрий Бутрин – о самодостаточности Хабаровска и территориальных понятиях.

- Я был в Хабаровске лет двадцать назад, и в этот раз просто не узнал его. Во-первых, в сравнении со среднестатистическим российским областным центром здесь более разнообразная, более свободная деловая активность. Здесь поживее.

Во-вторых, хотя в европейской части России вообще плохо представляют себе Хабаровск и весь край как таковой, ваш краевой центр - большой город. Пусть не обижаются ваши соседи, но Амурской области или ЕАО в сравнении с Хабаровском просто не существует.

Образ города как-то стерт на федеральном уровне, его, конечно, немного затмевает Владивосток. Но при этом Хабаровск – место самодостаточное. Провались Москва сквозь землю, Хабаровск будет стоять на месте и даже будет что-то производить.
Что у нас произошло с территориальными понятиями за последние 30 лет? При советской власти люди понимали, что есть центральная Россия, есть какие-то особенные места и есть черт знает где Хабаровск.
Может, там самолеты собирают, а может – корабли, никто не знал. Это было далеко, это было экзотическое место, куда можно попасть, только приложив специально усилия.

С 1991 года граница Европы стала заканчиваться не по Уралу, а где-то в районе Байкала. Красноярск и Иркутск стали хоть и далекими, но европейскими городами. И Дальний Восток при этом здорово приблизился к «воображаемой» европейской части. Вы стали территорией, которая находится следом за Европой.

Когда я улетал сюда, мне говорили - 7 часов, далековато. Я отвечал: да ладно, 7 часов – это где-то на грани приемлемого. Авиасообщение, кстати, лет через пять будет дешевле, вы и не заметите, как это произойдет. Как только люди начнут летать сюда, как в автобусах, эта граница будет стираться потихоньку. Хабаровск реально войдет в состав всей остальной страны.
В этом смысле у вас есть серьезное преимущество. Оно заключается в том, что Хабаровск по сути – последний настоящий город, если не считать порты. Дальше – уже не города, а поселения форпостного типа.

Пока видно, что город года три будет сидеть в инвестиционной паузе и строить в основном жилье. Как только город «наестся» жильем, как только здесь начнут глобально работать над решением основных проблем, как только уровень бедности дойдет, как в нормальном городе, до неснижаемых 10%, город начнет очень быстро преображаться.

Когда это произойдет, через два года или через пять лет, точно не скажу. Но перспектива есть. Здесь, в Хабаровске, будет очень интересно. Будет ли при этом хорошо? Увидим.

По теме