Главное
Общество, 26 июля, 09:40

Хабаровским приставам поступило 175 жалоб на коллекторов

Каждая шестнадцатая из них оказалась правомерной

Хабаровским приставам поступило 175 жалоб на коллекторов
Фото: УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО

Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» выяснил, что делать, если вам звонит коллектор, как должен себя вести представитель коллекторского агентства и чем может грозить нежелание общаться со сборщиком долгов

В связи со сложной жизненной ситуацией

Кто такие коллекторы? Старое значение этого слова — «сборщик», а сегодня это юридическое лицо, осуществляющее в рамках действующего законодательства функции по возврату просроченной задолженности. Важное уточнение – коллекторы занимаются только досудебной практикой, когда ваш кредитор не намерен доводить дело до суда и хочет вернуть деньги без судебного делопроизводства. Причин этому может быть множество – нежелание тратиться на судебные издержки, отсутствие в регионе специалистов, которые будут представлять его интересы в суде, и так далее.

- На территории Хабаровского края зарегистрировано только одно коллекторское агентство, а всего в России в реестр ФССП включено более 400 юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, - говорит заместитель начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Филипп Пешков. – Но нахождение за пределами нашего региона ничуть не мешает им взаимодействовать с должниками.
Это самое взаимодействие четко регламентировано федеральным законом 230-ФЗ, где прописаны все действия коллекторов, которые считаются законными. Появление этого закона обязано полному беспределу коллекторских агентств, который они в свое время устроили: в открытую угрожали, писали краской на дверях «должник», избивали и калечили людей. Теперь их действия четко прописаны: количество звонков (не более одного в сутки), какие можно писать sms-сообщения, как должен представитель коллекторского агентства разговаривать и какие данные о себе обязан сообщить. Условия настолько жесткие, что нарушить их легче легкого.
- В обращениях люди пишут примерно следующее, - продолжает Филипп Пешков. – «В связи с ухудшением моего материального положения у меня имеются неисполненные кредитные обязательства перед одним или несколькими банками. Такого-то числа на мой телефон с таких-то номеров поступило такое-то количество звонков. Считаю такое количество недопустимым и нарушающим мои конституционные права». Бывает, жалуются не на звонки, а на сообщения, в которых предлагают вернуть долг или... возможны варианты. Пишут и по поводу звонков в течение всего дня.
Все эти обращения специальный отдел судебных приставов проверяет, запрашивает информацию у операторов сотовой связи и самих коллекторов, сличает номера телефонов и время звонков, слушает записи разговоров, которые коллекторские агентства должны хранить в течение трех лет.

Такие ограничительные меры связаны с имеющимися задолженностями
13 июля 2022, 13:01 0

Не звони мне, не звони

- Мы не вправе давать оценку действиям должника, - продолжает Филипп Пешков. – Ситуации бывают разные: кто-то потерял работу, кто-то решил взять кредит на отдых, кто-то на лекарства, – вариантов много. У нас был случай, когда мужчина взял 37 интернет-займов. Наша задача – находить нарушения в действиях коллекторов, а не спасать должников от возврата просроченной задолженности. Хотя есть категория людей, которым на самом деле нужна наша помощь, и мы ее оказываем.

Речь идет о так называемых третьих лицах. Когда заемщик берет деньги, он заполняет формализованную анкету, где указывает контактные телефоны своих родных или друзей. Это простая формальность в том случае, если человек будет вовремя погашать кредит. А если наступает та самая «сложная жизненная ситуация» и к делу подключаются коллекторы, то банк или микрофинансовая организация передает им все указанные в анкете телефоны. Правда, там нет пометки – сам это заемщик или его жена, друг или мать.

И вот здесь в отношении этих людей есть очень жесткая норма закона: если коллектор позвонил и ему сказали, что этот телефон не принадлежит должнику, звонки на этом должны прекратиться. Но иногда не прекращаются. Представители коллекторских агентств продолжают настойчиво предлагать заплатить за родственника, иногда запугивают тем, что разместят некую компрометирующую информацию в соцсетях и прочее. Тут совет один – сразу же обращайтесь к судебным приставам со всей информацией о звонках и пишите заявление, эти действия коллекторов подпадают уже под статьи Уголовного Кодекса РФ «мошенничество» и «вымогательство».

- Не стоит забывать один важный момент – коллекторы получают процент от возвращенных долгов. Их чрезмерное рвение связано с желанием получить хорошую зарплату. Поэтому иногда они пытаются использовать некие факторы психологического давления. Это противозаконно, и мы готовы в таких случаях вставать на защиту должников, - уточняет Филипп Пешков.
Лучше общаться

Стать должником в наше время проще простого: огромное количество микрофинансовых организаций, предлагающих деньги практически на каждой остановке общественного транспорта, и возможность взять займы в интернете за считаные минуты провоцируют людей на получение «легких денег». Кто-то таким образом пытается скрасить свое «ухудшившееся финансовое положение», кто-то берет кредит на сиюминутные радости жизни, – это не запрещено. Можно стать должником и помимо своей воли.

ЭксклюзивОбщество
Родители оставили трехлетнюю дочку в автомобиле на жаре около 30 градусов
08 июля 2022, 17:18 0

Например, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре работали медицинские центры, которые предлагали пройти бесплатное обследование. Люди приходили, и у них выявляли огромное количество различных заболеваний. Вылечить их можно было тут же, но уже за деньги. Если финансов не было, в этих центрах находились представители банков, которые оформляли кредит. Все официально, никто заемщиков насильно не заставлял вступать в финансовые отношения с кредитными учреждениями. Деньги из банка переводились на счет медицинских центров. А потом выяснилось, что эти организации вели свой бизнес незаконно, клиенты пошли в суд и началось расследование.

Но никто же не отменил договор с банком, который свои обязательства выполнил – деньги перечислил. Пока суд признает эти отношения недействительными, пройдет время и набегут проценты. В этой ситуации банк видит, что дело о взыскании просроченной задолженности малоперспективное, и продает эти долги коллекторам. То есть, меняется кредитор, но для должника в этой ситуации ничего не меняется.

- Я бы хотел дать совет всем тем, кто имеет просроченную задолженность и, как следствие, проблемы с коллекторами, - резюмирует Филипп Пешков. – Не надо бояться звонков, постарайтесь пойти на контакт и обговорить условия погашения долга. Поверьте, он никуда не исчезнет. Более того, нам приходится сталкиваться с тем, что должники упоминают срок давности. Вроде как если скрываться от коллекторов три года, то автоматически их претензии становятся незаконными. Так вот, срок давности относится только к судебному порядку, если кредитор обратился в суд для взыскания долга. Для внесудебного порядка срока давности нет. Потому что обязательства перед банком будут считаться исполненными только в том случае, который указан в вашем договоре, – полное погашение кредита.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме