В Китае специалисты научно-исследовательского института городского планирования, изысканий и проектирования провинции Хэйлунцзян представили предварительные разработки концепции освоения своей части островов вблизи российского Хабаровска. Информация об этом размещена на сайте народного правительства города Фуюань. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» после ознакомления с документами на китайском языке обратил внимание на смену официального названия проекта.
Если раньше осваивать китайскую часть острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао) планировалось под девизом «один остров – две страны» (“一岛两国”), то сейчас фигурирует название проекта «один район – два острова» (“一区两岛”). Для очень ценящих церемонии и точность бюрократических формулировок китайцев это очень важно. Как считают авторы русскоязычного ресурса о жизни в КНР biang.ru, образцовая зона международного сотрудничества России и Китая будет реализовываться не только на острове Хэйсяцзыдао, как говорилось ранее, но также и на соседнем с Большим Уссурийским острове Иньлундао (в недавнем прошлом остров Тарабарова).
С российской стороны полпред в ДФО Юрий Трутнев недавно выступил с инициативой разработать механизм трансграничных территорий опережающего развития. Одной из них вполне могла бы стать зона совместного освоения на архипелаге между Хабаровском и Фуюанем.
Важнейшим для реализации любых совместных проектов освоения острова Большой Уссурийский является открытие там грузопассажирского пункта пропуска. Мосты и с китайской, и с нашей стороны давно построены. На текущий год выделено финансирование и заключён контракт на проектирование подъездной автодороги и проведение инженерных изысканий. Их цель – определить зоны затопления и необходимые мероприятия по гидрозащите острова.
По прогнозам, к 2026 году через пункт пропуска будет проходить до 700 тысяч тонн грузов и более 700 тысяч человек.