Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие

Административный центр Аяно-Майского района на севере Хабаровского края отметил своё 180-летие. Аян – старейшее поселение на этой территории. К такой знаковой дате там открыли два новых памятника, провели концерт, конкурсы и спортивные соревнования. На праздник приехали гости из других поселений района.

ИА «Хабаровский край сегодня» предлагает погрузиться в увлекательнейшую историю Аяна.

В поисках нового пути

Первым окном, прорубленным русскими землепроходцами к Тихому океану, безусловно, был Охотск. Он расположен на 300 километров севернее современного Аяна. Но именно оттуда ещё в XVII веке шло освоение тихоокеанской России. А в начале следующего века указом императора Петра Великого Охотск стал главным портом на востоке страны. В течение того столетия русские добрались оттуда не только до Камчатки, Курил и Командорских островов, но и до Америки. В Охотске начала свою работу Российско-Американская компания.

Только связь с материком была невероятно трудна. Тысячи вёрст пути через тайгу по Охотскому тракту до Якутска на лошадях. В 1834 году случилась эпидемия сибирской язвы, и погибли все 5 тысяч лошадей, которые доставляли грузы и людей к Охотску. Пришлось тогда использовать собак. Тогда-то и задумались в Российско-Американской компании – не подыскать ли более удобное место для фактории?

ЭксклюзивНаш край
Старейшему русскому поселению Хабаровского края исполняется 375 лет
09 сентября 2022, 16:00 0

- 25 мая 1842 года лодка под управлением ссыльнопоселенца, бывшего штурмана Дмитрия Орлова и его проводника из числа тунгусов Афанасия, которые преодолели около 250 миль по бурному Охотскому морю из Охотска, зашла в Аянскую бухту. Шли они сюда много дней среди штормов и плавучих льдин. По ночам на берегу спали по очереди. Было время медвежьих свадеб, и тайга гудела от рёва дерущихся меж собой зверей, - рассказывает аянский краевед Андрей Карамзин.

В 1844 году на месте будущего Аяна были возведены первые постройки. Потому этот год и считается годом основания Аяна. Орлов потратил много сил на поиски наиболее удобного и дешевого пути от Аяна до Якутска. Из трех дорог, предложенных Орловым, правление Российско-Американской компании остановилось на кратчайшей: от Аяна до Нелькана, далее по реке Мае до Алдана и затем непосредственно до Якутска. Вся дорога занимала 14 дней. 27 июля 1845 г. фактория Российско-Американской компании была окончательно перенесена из Охотска в Аянский залив.

6 сентября 1846 года вышел именно указ императора Николая I о присвоении Аяну наименования Аянского порта Российско-Американской компании.

«Перенесенной из Охотска в Аян фактории присвоить наименование Аянского порта Росийско-Американской Компании. Начальника той фактории, избираемого постоянно из офицеров Императорского флота, именовать командиром Аянского порта», - гласил текст высочайшего повеления.

памятная табличка на месте причаливания лодки Дмитрия Орлова основателя аяна_фото Андрей карамзин.jpg

Фото: Андрей Карамзин

Первый расцвет Аяна

- В исторических судьбах российского Дальнего Востока важное значение имело личное посещение Аяна генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьёвым (который позже получит почётную добавку к фамилии – Амурский) в мае — ноябре 1849 года. Именно в порту Аян командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Невельской 3 сентября 1849 г. доложил Муравьеву о результатах похода в устье реки Амур, в частности о том, что Сахалин — остров, а Амур — судоходная река, - привёл интересный факт руководитель межрегионального проекта «Пути великих свершений» Георгий Никонов. - Эта инспекционная поездка убедила Н.Н. Муравьева в необходимости учредить государственный почтовый тракт Якутск-Аян с оборудованием почтовых станций от якутского села Усть-Мая до Аяна. В 1852 году 1120-верстовой Якутско-Аянский тракт с 40 станциями (включая Якутскую городскую) стал действовать круглогодично: летом и зимой доставка грузов от Аяна до Нелькана; летом — от Нелькана сплавом до Усть-Маи, зимой — по замерзшей Мае до Усть-Маи и далее через Амгу в Якутск.

Аян в те годы стал фактическим центром освоения Дальнего Востока. А в августе 1854 именно через Аян возвращался из кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада» великий русский писатель Иван Гончаров. Его со спутниками в северный порт доставила шхуна «Восток», а далее путешественники по новому тракту добирались до Якутска и далее в Санкт-Петербург.

«Беспорядочно расставленные с десяток более нежели скромных домиков... за ними возникал зелёный купол церкви с золотым крестом. На песке у самого берега поставлена батарея, направо от нее верфь, дальше целый лагерь палаток, две-три юрты... Вот и весь Аян», - оставил описание увиденного Иван Гончаров.

Андрей Карамзин напоминает, что в 1853 – 1856 годах Россия вела неудачную для нас Крымскую войну. Боевые действия с западными державами докатились и до Аяна. В 1855 года на траверсе мыса Внешний на входе в Аянский залив появилась английская эскадра. Командир Аянского порта лейтенант Кашеваров принимает решение увести гарнизон и население вглубь тайги. Англичане высадились, разграбили склады и покинули Аян, уводя с собой три судна Российско-Американской компании.

Мемориалы установлены по инициативе жителей района
16 сентября 2024, 14:00 0

Чайный путь

Крымская война наглядно показала, что страны Запада готовы вступить в серьёзную конкуренцию с Россией за владение Дальним Востоком. Потому генерал-губернатор Муравьёв-Амурский с соратниками предпринял максимум усилий по возвращению и активному освоению его южной, наиболее удобной для жизни части. В конце 50-х годов позапрошлого века предпринимаются Амурские сплавы, основывается Николаевск, который становится главное базой России на Тихом океане. А после заключения Айгуньского договора с Китаем появляются Хабаровск, Владивосток. Государственное внимание сосредотачивается на южной части Дальнего Востока. Значение Аяна постепенно снижается.

- Договор от 30 марта 1867 года о продаже Россией своих североамериканских владений США за 7 млн. 200 тыс. долларов поставил крест на Аяне как главном российском морском порту на Охотском море, - отмечает Георгий Никонов. - После обнародования договора, в течение 1867 года, были ликвидированы все учреждения Российско-Американской компании, в том числе Якутская контора и управление в порту Аян, а также упразднен и государственный Якутско-Аянский почтовый тракт. Аянская казачья команда была возвращена в Якутск. Порт Аян перешел в ведение правительства.

Аян после этого продолжал существовать едва ли не только благодаря купцу Александру Филиппеусу. Он был уроженцем Варшавы немецкого происхождения, надворным советником, крупным дальневосточным предпринимателем. Филиппеус оставил у себя часть прежней рабочей артели, по его просьбе вновь направили в Аян священника в приход, лекаря в маленькую больничку и несколько казаков для охраны порядка. Все они были на содержании Филиппеуса, который пытался вести торговлю чаем, доставляя его из Владивостока в Аян и далее по Аянскому тракту в Якутск.

Шхуна-восток_архив Андрея Карамзина.jpg

Шхуна "Воток". Из архива Андрея Карамзина
После смерти Филиппеуса в 1889 г. все его торговые дела и имущество перешли к американской фирме «Томас Уэльш». Владельцы этой компании стали единственными хозяевами Аяна, им принадлежало все, начиная с пристани и кончая церковью. В Аян изредка заходили пароходы компании, Добровольного флота и «Приамурского товарищества».

- В целях сохранения завоза товаров в Якутскую область, усилиями якутских властей, в 1871 году, удалось добиться статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто-франко) для Аяна. Доставка грузов в Якутскую область осуществлялась по схеме: по морю через порт Аян, из Аяна зимним путем до Нелькана, а летом на карбазах сплавом по Мае — Алдану — Лене до Якутска. Ежегодно зафрахтованные суда совершали рейс из Владивостока в Аян. Торговая деятельность по Аяно-Якутскому пути подтолкнула и многих купцов, торгующих в Якутской области, переключиться на завоз товаров по этому пути, - приводит примеры Георгий Никонов.

Функционирование этого торгового пути через Аян было прервано во время Русско-Японской войны. 1 августа 1905 г. два японских военных судна подошли к Аянской бухте. Население покинуло селение и спряталось в тайге.

Японцы направили десант на двух паровых катерах и четырех шлюпках. Половина десанта направилась в с. Уй (в 9 верстах южнее Аяна), остальные высадились в Аяне. Были разграблены церковь, склад, лавки Камчатского торгово-промышленного общества и жилые дома. Прямо как англичане во время Крымской войны!

«Чайным путём», который проложил купец Филиппиус, завозя этот товар из Китая в Якутию, воспользовался и последний соратник адмирала Колчака Анатолий Пепеляев. В 1922 году отряд из 750 человек под его командованием вышли из Владивостока и захватили Аян. На короткое время сторонники белых учредили там Тунгусскую республику и по Аянскому тракту даже предпринимали вылазки в Якутию, пока отряд красного командира Степана Вострецова не покончил с пепеляевской «Тунгуссией» в 1923 году.

Разгромом «Сибирской дружины» Пепеляева завершилось установление советской власти на Охотском побережье. В 1929 году Аян стал центром Аянского района, который выделился в самостоятельную административную единицу из Охотского района. Позднее в его состав вошел Нельканский улус Якутии и район стал называться Аяно-Майским.

14 января исполняется 80 лет со дня смерти основателя «Охотской автономии»
13 января 2018, 13:50 0

В 1934 г. создается Охотско-Аянский рыбтрест, крупное рыбопромысловое хозяйство. В Аяне базируется торговая фактория Дальгосторга, отделение охотничьей кооперации. Приезжают переселенцы, которых привлекает работа на рыбных промыслах. В связи с этим начинается жилищное строительство. В районе наряду с традиционным оленеводством эвенков и охотничьим промыслом появились новые отрасли хозяйства - животноводство и земледелие. Геологические партии вели активную разведку недр, обнаружив на территории района металлические руды и признаки нефти. 

В эти же годы была освоена воздушная трасса до Хабаровска, возле Аяна построили аэропорт. Аян остается селом с населением около 1700 человек. Причём по-северному очень дружелюбных людей. Это, например, в 2021 году на себе почувствовала юная бельгийка Зара Резерфорд. Она в одиночку летела на маленьком самолёте вокруг света. Борт сломался, и она совершила вынужденную посадку в зимнем Аяне. Две недели местные жители и власти заботились о залетевшей «европейской птичке», угощая её борщами, олениной и, конечно же, красной икрой, пока поломку не удалось устранить.

Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие
Автор:
Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие

Аян и сегодня называют красивейшим краем надежд

Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие
Наш край, 16 сентября, 18:00

Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие

Аян и сегодня называют красивейшим краем надежд

Посёлок на севере Хабаровского края отметил 180-летие
Фото: администрация Аяно-Майского района

Административный центр Аяно-Майского района на севере Хабаровского края отметил своё 180-летие. Аян – старейшее поселение на этой территории. К такой знаковой дате там открыли два новых памятника, провели концерт, конкурсы и спортивные соревнования. На праздник приехали гости из других поселений района.

ИА «Хабаровский край сегодня» предлагает погрузиться в увлекательнейшую историю Аяна.

В поисках нового пути

Первым окном, прорубленным русскими землепроходцами к Тихому океану, безусловно, был Охотск. Он расположен на 300 километров севернее современного Аяна. Но именно оттуда ещё в XVII веке шло освоение тихоокеанской России. А в начале следующего века указом императора Петра Великого Охотск стал главным портом на востоке страны. В течение того столетия русские добрались оттуда не только до Камчатки, Курил и Командорских островов, но и до Америки. В Охотске начала свою работу Российско-Американская компания.

Только связь с материком была невероятно трудна. Тысячи вёрст пути через тайгу по Охотскому тракту до Якутска на лошадях. В 1834 году случилась эпидемия сибирской язвы, и погибли все 5 тысяч лошадей, которые доставляли грузы и людей к Охотску. Пришлось тогда использовать собак. Тогда-то и задумались в Российско-Американской компании – не подыскать ли более удобное место для фактории?

ЭксклюзивНаш край
Старейшему русскому поселению Хабаровского края исполняется 375 лет
09 сентября 2022, 16:00 0

- 25 мая 1842 года лодка под управлением ссыльнопоселенца, бывшего штурмана Дмитрия Орлова и его проводника из числа тунгусов Афанасия, которые преодолели около 250 миль по бурному Охотскому морю из Охотска, зашла в Аянскую бухту. Шли они сюда много дней среди штормов и плавучих льдин. По ночам на берегу спали по очереди. Было время медвежьих свадеб, и тайга гудела от рёва дерущихся меж собой зверей, - рассказывает аянский краевед Андрей Карамзин.

В 1844 году на месте будущего Аяна были возведены первые постройки. Потому этот год и считается годом основания Аяна. Орлов потратил много сил на поиски наиболее удобного и дешевого пути от Аяна до Якутска. Из трех дорог, предложенных Орловым, правление Российско-Американской компании остановилось на кратчайшей: от Аяна до Нелькана, далее по реке Мае до Алдана и затем непосредственно до Якутска. Вся дорога занимала 14 дней. 27 июля 1845 г. фактория Российско-Американской компании была окончательно перенесена из Охотска в Аянский залив.

6 сентября 1846 года вышел именно указ императора Николая I о присвоении Аяну наименования Аянского порта Российско-Американской компании.

«Перенесенной из Охотска в Аян фактории присвоить наименование Аянского порта Росийско-Американской Компании. Начальника той фактории, избираемого постоянно из офицеров Императорского флота, именовать командиром Аянского порта», - гласил текст высочайшего повеления.

памятная табличка на месте причаливания лодки Дмитрия Орлова основателя аяна_фото Андрей карамзин.jpg

Фото: Андрей Карамзин

Первый расцвет Аяна

- В исторических судьбах российского Дальнего Востока важное значение имело личное посещение Аяна генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьёвым (который позже получит почётную добавку к фамилии – Амурский) в мае — ноябре 1849 года. Именно в порту Аян командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Невельской 3 сентября 1849 г. доложил Муравьеву о результатах похода в устье реки Амур, в частности о том, что Сахалин — остров, а Амур — судоходная река, - привёл интересный факт руководитель межрегионального проекта «Пути великих свершений» Георгий Никонов. - Эта инспекционная поездка убедила Н.Н. Муравьева в необходимости учредить государственный почтовый тракт Якутск-Аян с оборудованием почтовых станций от якутского села Усть-Мая до Аяна. В 1852 году 1120-верстовой Якутско-Аянский тракт с 40 станциями (включая Якутскую городскую) стал действовать круглогодично: летом и зимой доставка грузов от Аяна до Нелькана; летом — от Нелькана сплавом до Усть-Маи, зимой — по замерзшей Мае до Усть-Маи и далее через Амгу в Якутск.

Аян в те годы стал фактическим центром освоения Дальнего Востока. А в августе 1854 именно через Аян возвращался из кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада» великий русский писатель Иван Гончаров. Его со спутниками в северный порт доставила шхуна «Восток», а далее путешественники по новому тракту добирались до Якутска и далее в Санкт-Петербург.

«Беспорядочно расставленные с десяток более нежели скромных домиков... за ними возникал зелёный купол церкви с золотым крестом. На песке у самого берега поставлена батарея, направо от нее верфь, дальше целый лагерь палаток, две-три юрты... Вот и весь Аян», - оставил описание увиденного Иван Гончаров.

Андрей Карамзин напоминает, что в 1853 – 1856 годах Россия вела неудачную для нас Крымскую войну. Боевые действия с западными державами докатились и до Аяна. В 1855 года на траверсе мыса Внешний на входе в Аянский залив появилась английская эскадра. Командир Аянского порта лейтенант Кашеваров принимает решение увести гарнизон и население вглубь тайги. Англичане высадились, разграбили склады и покинули Аян, уводя с собой три судна Российско-Американской компании.

Мемориалы установлены по инициативе жителей района
16 сентября 2024, 14:00 0

Чайный путь

Крымская война наглядно показала, что страны Запада готовы вступить в серьёзную конкуренцию с Россией за владение Дальним Востоком. Потому генерал-губернатор Муравьёв-Амурский с соратниками предпринял максимум усилий по возвращению и активному освоению его южной, наиболее удобной для жизни части. В конце 50-х годов позапрошлого века предпринимаются Амурские сплавы, основывается Николаевск, который становится главное базой России на Тихом океане. А после заключения Айгуньского договора с Китаем появляются Хабаровск, Владивосток. Государственное внимание сосредотачивается на южной части Дальнего Востока. Значение Аяна постепенно снижается.

- Договор от 30 марта 1867 года о продаже Россией своих североамериканских владений США за 7 млн. 200 тыс. долларов поставил крест на Аяне как главном российском морском порту на Охотском море, - отмечает Георгий Никонов. - После обнародования договора, в течение 1867 года, были ликвидированы все учреждения Российско-Американской компании, в том числе Якутская контора и управление в порту Аян, а также упразднен и государственный Якутско-Аянский почтовый тракт. Аянская казачья команда была возвращена в Якутск. Порт Аян перешел в ведение правительства.

Аян после этого продолжал существовать едва ли не только благодаря купцу Александру Филиппеусу. Он был уроженцем Варшавы немецкого происхождения, надворным советником, крупным дальневосточным предпринимателем. Филиппеус оставил у себя часть прежней рабочей артели, по его просьбе вновь направили в Аян священника в приход, лекаря в маленькую больничку и несколько казаков для охраны порядка. Все они были на содержании Филиппеуса, который пытался вести торговлю чаем, доставляя его из Владивостока в Аян и далее по Аянскому тракту в Якутск.

Шхуна-восток_архив Андрея Карамзина.jpg

Шхуна "Воток". Из архива Андрея Карамзина
После смерти Филиппеуса в 1889 г. все его торговые дела и имущество перешли к американской фирме «Томас Уэльш». Владельцы этой компании стали единственными хозяевами Аяна, им принадлежало все, начиная с пристани и кончая церковью. В Аян изредка заходили пароходы компании, Добровольного флота и «Приамурского товарищества».

- В целях сохранения завоза товаров в Якутскую область, усилиями якутских властей, в 1871 году, удалось добиться статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто-франко) для Аяна. Доставка грузов в Якутскую область осуществлялась по схеме: по морю через порт Аян, из Аяна зимним путем до Нелькана, а летом на карбазах сплавом по Мае — Алдану — Лене до Якутска. Ежегодно зафрахтованные суда совершали рейс из Владивостока в Аян. Торговая деятельность по Аяно-Якутскому пути подтолкнула и многих купцов, торгующих в Якутской области, переключиться на завоз товаров по этому пути, - приводит примеры Георгий Никонов.

Функционирование этого торгового пути через Аян было прервано во время Русско-Японской войны. 1 августа 1905 г. два японских военных судна подошли к Аянской бухте. Население покинуло селение и спряталось в тайге.

Японцы направили десант на двух паровых катерах и четырех шлюпках. Половина десанта направилась в с. Уй (в 9 верстах южнее Аяна), остальные высадились в Аяне. Были разграблены церковь, склад, лавки Камчатского торгово-промышленного общества и жилые дома. Прямо как англичане во время Крымской войны!

«Чайным путём», который проложил купец Филиппиус, завозя этот товар из Китая в Якутию, воспользовался и последний соратник адмирала Колчака Анатолий Пепеляев. В 1922 году отряд из 750 человек под его командованием вышли из Владивостока и захватили Аян. На короткое время сторонники белых учредили там Тунгусскую республику и по Аянскому тракту даже предпринимали вылазки в Якутию, пока отряд красного командира Степана Вострецова не покончил с пепеляевской «Тунгуссией» в 1923 году.

Разгромом «Сибирской дружины» Пепеляева завершилось установление советской власти на Охотском побережье. В 1929 году Аян стал центром Аянского района, который выделился в самостоятельную административную единицу из Охотского района. Позднее в его состав вошел Нельканский улус Якутии и район стал называться Аяно-Майским.

14 января исполняется 80 лет со дня смерти основателя «Охотской автономии»
13 января 2018, 13:50 0

В 1934 г. создается Охотско-Аянский рыбтрест, крупное рыбопромысловое хозяйство. В Аяне базируется торговая фактория Дальгосторга, отделение охотничьей кооперации. Приезжают переселенцы, которых привлекает работа на рыбных промыслах. В связи с этим начинается жилищное строительство. В районе наряду с традиционным оленеводством эвенков и охотничьим промыслом появились новые отрасли хозяйства - животноводство и земледелие. Геологические партии вели активную разведку недр, обнаружив на территории района металлические руды и признаки нефти. 

В эти же годы была освоена воздушная трасса до Хабаровска, возле Аяна построили аэропорт. Аян остается селом с населением около 1700 человек. Причём по-северному очень дружелюбных людей. Это, например, в 2021 году на себе почувствовала юная бельгийка Зара Резерфорд. Она в одиночку летела на маленьком самолёте вокруг света. Борт сломался, и она совершила вынужденную посадку в зимнем Аяне. Две недели местные жители и власти заботились о залетевшей «европейской птичке», угощая её борщами, олениной и, конечно же, красной икрой, пока поломку не удалось устранить.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме