В Охотске в эти дни началось празднование 375-летия. Это самое первое русское поселение на берегах Тихого океана, которое сохранилось до наших дней. Хотя считается, что Охотск был основан летом 1647 года (точная дата неизвестна), отмечают юбилей в сентябре, когда заканчиваются хлопоты рыбацкой путины. ИА «Хабаровский край сегодня» подготовило подборку наиболее ярких страниц из богатейшей истории северного посёлка.
В поисках «мягкой рухляди»
Первая половина XVII века для России ознаменовалась первым поворотом на восток. В мире тогда ещё продолжались великие географические открытия. Имевшие сильные флоты европейские державы активно колонизировали Африку, Южную и Северную Америки. Россия же продолжила обозначенный ещё при царе Иване Грозном путь на восток, путь по большей части пеший и крайне трудный.
Первым на земли, где ныне расположен Охотск, пришёл отряд казака Ивана Москвитина — в 1639 году. Его цель была попасть на Амур. Но по Ламскому морю, а слово «ламу» с языка местных аборигенов переводится просто как «море», дошёл только до Шантарских островов. Основанные им по пути крепости-остроги до наших дней не сохранились. Зато остались географические названия. Река Охота, как считается, тоже является русской интерпретацией эвенского выражения «ахоть охат» (Большая река).
Практически все походы на восток в то время начинались в Якутске. Уже тогда там сидели русские воеводы, руководившие освоением этих самых дальних уголков. Прочитав «скаски», то есть донесения Москвитина о Ламском море и реке Охоте, богатой рыбой, соболями и лисицами, из Якутска посылают большой (40 человек) отряд десятника Семёна Шелковникова. В 1647 году они основали недалеко от устья Охоты крепкий острог, который и назвали Охотском.
Из этих документов становится ясно, что не так просто было добиться от местных кочевников платить ясак мехами русскому царю. Несколько раз Охотский острог восставшие ламуты сжигали дотла. Но всякий раз казаки его восстанавливали. Помимо рыбы и мягкой рухляди на берегах Ламутского моря обнаружился источник «рыбной кости» - лежбища моржей. А их клыки ценились так высоко, что за пару штук можно было купить большой дом в Москве.
Рождение Тихоокеанского флота
Первый российский император Пётр Великий известен современникам «прорубленным» силой оружия «окном в Европу». Но мало кто помнит, что этот государь прорубил ещё, по сути, окно в Тихий океан. Именно по указу Петра I в 1714 году в Охотск были направлены опытные моряки и кораблестроители, чтобы построить там верфь и создать настоящий флот и начать через Охотское море освоение Камчатки и других земель на крайнем востоке страны.
Первый русский корабль в полном смысле этого слова (ранее казаки ходили по Ламскому морю на небольших, больше похожих на лодки судах-кочах) в Охотске был готов в 1716 году. Назвали его «Восток», и первый рейс он совершил на Камчатку, привезя оттуда 6 тысяч шкурок драгоценных соболей для нужд казны.
Вскоре Охотск стал главной базой Тихоокеанского флота России. Оттуда выходил в свои экспедиции Витус Беринг, другие известные и не очень мореходы.
Стал не нужен?
К концу XVIII столетия Охотск превратился в настоящий городок со своими церковью, школой, государственными учреждениями. В 1790 году по высочайшему соизволению императрицы Екатерины Великой ему был дарован даже свой герб.
Именно из Охотска шло освоение Русской Америки, здесь базировались прославленные рок-оперой парусники «Юнона» и «Авось», на которых российский дипломат Николай Резанов в 1807 году совершил знаменитое плавание в Калифорнию. Там он влюбился в дочь коменданта крепости Сан-Франциско Кончиту Аргуэльо, обручился с ней, но смерть разлучила их.
В 1812 году, когда Москва была сожжена перед приходом войск Наполеона, Охотск постигла похожая судьба. Страшный шторм ворвался в расположенный в низменности городок и полностью смыл его. Порт восстановили спустя несколько лет на новом месте.
А в 1834 году случилась другая напасть. Сибирская язва выкосила все 5 тысяч лошадей, на которых перевозили грузы по Охотскому тракту до Якутска. Город едва не лишился снабжения. Выручили собаки.
«Собак в городе множество. Жители на собаках ездят всюду, возят тяжести, воду, дрова, словом, собаки заменяют совершенно лошадей в Охотске, которых там вовсе нет, - писал в своих дневниках командированный в 1849 году в Охотск молодой гвардейский капитан, соратник генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва Михаил Корсаков. - Лето коротко и довольно холодно, часто во время лета приходится одевать шубу. Жители едят рыбу вместо хлеба круглый год и так привыкли к ней, что едят её с чаем и со всяким кушаньем».
Доклад Корсакова решил судьбу морского порта в Охотске. Базу Тихоокеанского флота сперва перенесли на Камчатку, а с присоединением южной части Дальнего Востока — в Николаевск, а затем во Владивосток.
Но Охотск не умер. В 1912 году там случилась золотая лихорадка, когда при прокладке телеграфа случайно наткнулись на россыпи драгоценного металла. В советские годы основой экономики стал рыбный промысел. Население самого северного в Хабаровском крае райцентра доходило до 9 тысяч человек. Сейчас большинство разъехались, но Охотск продолжает гордиться своими людьми, необыкновенной историей — и с надеждой смотрит в будущее.