Главное
Наш край, 30 мая, 11:30

Где на самом деле зимовал Ерофей Хабаров?

Ученые до сих пор спорят относительно места стоянки отряда казаков

Где на самом деле зимовал Ерофей Хабаров?
Фото: управление международных связей администрации Хабаровска

Хорошо ли мы знаем историю своего края? Увы! Некоторые хабаровчане считают, что, к примеру, Хабаров родился в здешних местах, отсюда – город получил название в его честь. Бытует и множество других заблуждений.

История освоения неизведанных земель Сибири и Дальнего Востока не до конца изучена, она таит в себе много тайн и загадок. Так, ученые до сих пор спорят, где же на самом деле зимовал Ерофей Павлович Хабаров в 1650 году? Почему эта дата так важна? У замдиректора по научной работе Института водных и экологических проблем ДВО РАН Алексея Махинова на этот счет своя точка зрения. Ее представляет ИА «Хабаровский край сегодня».

  А был ли Ачанский городок?

Эта зимовка имела исключительно большое значение, поскольку обозначала фактическое присоединение к России обширной территории Приамурья, устанавливала систему отношений с местным населением и явилась первым серьезным испытанием по защите приобретенных земель от маньчжурской экспансии.

 Исследователи утверждают, что отряд землепроходцев зимовал вблизи современного села Ачан. И хотя каких-либо достоверных следов зимовки отряда Хабарова обнаружить не удалось, тем не менее, почти общепризнанной стала именно эта точка зрения. Здесь даже сооружен памятник, надпись на котором утверждает, что все так и было. Однако, я придерживаюсь иной точки зрения.
Экспедиция Приамурского географического общества в сентябре 2002 года пришла к однозначному выводу: отряд Хабарова не мог зимовать в окрестностях современного села Ачан.
Во-первых, это место не занимает стратегического положения в долине Амура, и поэтому не могло быть густо заселенным. Кроме того, оно находится не на берегу Амура, а в протоке Серебряной, куда надо было плыть, уйдя с главного русла Амура, что явно противоречит отписке. Между тем в дошедшем до нас документе четко говорится, что казаки “наплыли улус”.
Эта фраза в отписке с несомненностью свидетельствует о том, что течение основного русла Амура вынесло дощаники к какому-то выступающему в реку невысокому утесу. Именно здесь на берегу основного русла Амура был поставлен городок. И в- третьих, предполагаемое возвышенное место расположения городка в районе протоки Серебряной находится в стороне от нее. К нему следует пробираться по заросшей травой и кустарниками пойме, а затем по склону гряды, поросшей густым лесом.
В этом случае пришлось бы бросить в сотнях метров от жилья и укрепленного городка без присмотра нужные для плавания в следующем году дощаники. Опять же, вокруг построенного где-то здесь укрепления нет мест, где можно при подготовке к нападению скрытно подойти почти к самым стенам городка, о чем дважды указано в отписке.
Наконец, протока Серебряная, по которой надо плыть к мысу Кадачан, осенью становится настолько мелководной, что по ней не могли пройти глубокосидящие в воде дощаники.
Эти и многие другие факты полностью опровергают существующее представление о возведении Ачанского городка в этой части долины Амура. Так, где же в таком случае мог остановиться на зимовку отряд Хабарова, насчитывавший больше 200 человек?
 «На правой стороне на каменю улус велик»

 Я взял за основу оценку скорости движения отряда Хабарова вниз по реке Амур. Естественно, никто в те времена не мог измерять пройденный путь в верстах и тем более в километрах. Поэтому единственным мерилом пути было количество дней плавания. 

Известно, что скорость течения Амура составляет от 3,5 до 4,5 км/час. При десятичасовом плавании, а даже в конце сентября день равен ночи, пройденный без усилий человека путь равняется в среднем 40 км. Однако, казаки гребли, существенно увеличивая скорость своего движения.
ЭксклюзивНаш край
Первое упоминание об Ачане в русских хрониках сделал знаменитый землепроходец Ерофей Хабаров в середине XVII века
12 октября 2021, 18:23 0

Оценить это увеличение нетрудно, учитывая следующее. Из отписки следует, что весной 1652 года из Ачанского городка отряд стал подниматься вверх по Амуру и через 47 дней плавания прошел Хинганские горы, преодолев путь около 1050 км. Следовательно, против течения скорость несколько превысила 20 км в день.

Учитывая, что приходилось преодолевать встречный поток, скорость движения только за счет силы мускулов гребцов составляла 50-60 км в день. Значит, вниз по течению, отряд мог плыть со скоростью 90-100 км в день. Однако, учитывая психологический момент, при большой скорости движения можно грести не в полную силу скорость плавания составляла 75-85 км в день.
Именно такая скорость получается, если разделить путь от устья реки Зеи до устья реки Сунгари, равный 720 км и пройденный, судя по отписке, за 9 дней. Аналогичные величины получаются при оценке скорости плавания по Амуру от Албазина до устья Зеи. Таким образом, нет сомнений в том, что скорость движения отряда вниз по Амуру составляла в среднем около 80 км в день.
Обратимся к отписке Хабарова. От устья реки Сунгари казаки плыли вниз по Амуру 7 дней, а на восьмой день «… стоит на правой стороне на каменю улус велик горазно, и с того места люди пошли имя ачаны …». От устья Сунгари за семь дней отряд проплыл около 560 км. Именно в этом месте на правом берегу Амура стоит наиболее высокий утес – Малмыжский.
Нет больше нигде от устья Сунгари до села Малмыж таких грандиозных утесов, возвышающихся на 100 м над Амуром. От Малмыжского утеса плыли двое суток и «… наплыли улус на левой стороне, улус велик …». На относительно невысоком мысу в 160 км от Малмыжа расположено на левой стороне Амура старинное нанайское село Нижние Халбы.
Эти места, богатые рыбой, лесными дарами с тихой, чистой и спокойной рекой Девятка, на которой никогда не бывает наводнений, всегда считались у нанайцев особыми. Здесь вокруг современного села Кондон тогда было множество селений, образующих один из важнейших центров местной цивилизации в Приамурье. 
ЭксклюзивОбщество
Исполнилось 375 лет сплаву Василия Пояркова по Охотскому морю
30 августа 2020, 11:00 0

Поэтому неудивительно, что в начале пути от Амура к этим местам располагался большой улус, стоящий на месте нынешнего села Нижние Халбы. Да и сейчас это село – одно из крупнейших нанайских селений на Амуре с богатейшими национальными традициями.

 Как казаки отразили набег маньчжуров

Все дальнейшие описания условий зимовки и событий, связанных с пребыванием казаков, удивительным образом подходят именно к этому месту. 

Нанайские селения того времени тянулись вдоль берега реки. Поэтому свободного места для строительства укрепленного городка на самом берегу Амура не оказалось. Но очень глубокая и узкая, немного извилистая протока позволяла увести дощаники от Амура и делала их невидимыми с реки. 
Именно здесь рядом с протокой имелось возвышение, защищенное с двух сторон естественными рубежами – крутым склоном протоки и глубоким оврагом. Оно находилось в 300-350 м от амурского берега рядом с ачанским селением, и было очень удобным для строительства городка.
По своему положению относительно рельефа с целью использования естественных преград для улучшения оборонительного укрепления, выбранное место полностью аналогично Албазинскому городку, построенному этим же отрядом Хабарова на верхнем Амуре.
ЭксклюзивНаш край
Экспозицию рядом с местом затопления парусника пришлось свернуть после коммунальной аварии
22 января 2024, 13:45 0

Единственный недостаток выбранного места выявился позже, когда укрепленный городок подвергся нападению. За пологим, но высоким береговым валом, который тянулся вдоль реки, имелось мертвое пространство, не просматриваемое из городка. Там, на расстоянии всего около 350-450 м от построенного укрепления могло скопиться большое войско и напасть на казаков неожиданно «из прикрыта».

За время существования городка таких нападений было два и оба раза они предпринимались из одного и того же места и рано утром. Днем же незаметно подойти к этому берегу было невозможно, т.к. казаки могли находиться в улусе и вовремя поднять тревогу.
Во время нападения 24 марта (2 апреля по новому стилю), маньчжурские воины от прикрыта до городка преодолели расстояние за несколько минут, что позволило некоторой части казаков, ночевавших в улусе, успеть добежать до городка и перелезть через городские стены. Очевидно, с этой стороны, обращенной к Амуру, городок был укреплен менее всего.
 Вероятно, здесь стены были сооружены в виде высокого забора из горизонтально лежащих бревен между врытыми столбами. Именно их к концу боя вырубили маньчжуры и попытались ворваться в городок через пролом. И в сторону Амура убегали от городка иноземцы после отчаянной вылазки казаков. 
В этом случае понятно, почему закрытые снегом и находящиеся в тылу дощаники не были повреждены или подожжены нападавшими, что впоследствии обеспечило быструю подготовку к плаванию отряда вверх по Амуру после ледохода.
 Зимовка в районе села Нижние Халбы легко объясняет особенности похода, совершенного в начале декабря 1651 года во владения ачанского князца Кечи. Однажды казаки «… подсмотрели … дороги санные, и ездят на собаках». 
Это фраза говорит о том, что дорога проходила в стороне от Амура, иначе ее не надо было «подсматривать», и она была бы известна. Очевидно, что дорога по льду шла в сторону реки Горин и далее к озеру Эворон. Хабаров отправил по этому пути сто двадцать человек, которые вернулись из похода на третий день с ясаком, то есть налогом.
Где же мог находиться улус князца Кечи? Его местонахождение можно рассчитать исходя из реальных возможностей движения отряда в условиях зимы. Продолжительность дня в начале декабря составляет около 7 часов. Поэтому люди могли идти 5-6 часов. 
Движение пешком по снегу или по льду, а толщина его в это время по многочисленным наблюдениям гидрологов равна в среднем 45 см, составляла не более 4-5 км в час. Следовательно, улус князца Кечи находился вряд ли далее 25-30 км от укрепленного городка казаков.

Отряд тронулся, как только прошел ледоход

При изучении окрестностей села Нижние Халбы по карте и на местности было выявлено подходящее место – высокий левый берег вблизи устья реки Горин, там, где она впадает в одну из амурских проток. Здесь, вероятно, находилось довольно значительное селение. Сейчас здесь сохранились остатки нанайского села Бичи. 

В прошлом веке оно было большим, поскольку располагалось на важном пути с реки Амур на озеро Эворон. Расстояние между местом зимовки казаков и этим селением в устье р. Горин составляет 22 км, что вполне можно преодолеть за один зимний день.

В пользу зимовки в районе современного села Нижние Халбы свидетельствует также следующий факт. Хабаровцы отправились из Ачанского городка 2 мая (по новому стилю) вверх по Амуру. Значит, к этому времени ледоход прошел. Отряд ушел сразу же, как только стало возможным. Ни одного лишнего дня, скорее всего, казаки не потеряли в надоевшем за зиму месте, в котором уже нечего было делать. 
Средняя дата окончания ледохода в районе села Нижние Халбы по многолетним данным – 4-5 мая. Возможно, что весной 1651 года ледоход мог пройти на 2-3 дня раньше. Очевидно, что совпадение дат тут совершенно не случайное.
Таким образом, историко-географический анализ позволяет с большой долей уверенности предполагать, что отряд Ерофея Павловича Хабарова зимовал на месте современного села Нижние Халбы в 80 км ниже по Амуру от Комсомольск-на-Амуре.
Впрочем, только археологические раскопки помогут дать окончательный ответ на вопрос, более 150 лет волнующий географов и историков.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме