Этот год выдался особенно урожайным для любителей тихой охоты на большей части Хабаровского края. Было много белых, подосиновиков, груздей. Глубокой осенью начинается время опят. Какие сюрпризы принёс этот грибной сезон, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал ведущий научный сотрудник Дальневосточного НИИ лесного хозяйства Виктор Грек.
И растение, и животное
Мир грибов Хабаровского края регулярно подбрасывает учёным загадки. Слишком мало знаем мы о третьем царстве Дальнего Востока. Да-да, грибы -это не растения, но и не животные. Их выделяют в отдельный таксон. Царство грибов.
- Споры грибов существуют всюду: в воздухе, в воде, на суше. Грибами пропитаны минералы и живые организмы. Они, как особое проявление жизни, обладают схожестью и с животными, и с растениями. Единственное, чего они не могут, так это создавать собственное органическое вещество, но всегда живут за счет других живых существ, - говорит Виктор Грек.
Хабаровский дендрарий – уголок дикой дальневосточной природы посреди жилой застройки. Именно здесь расположен центральный офис Дальневосточного НИИ лесного хозяйства. Открытия Виктор Грек делает, можно сказать, недалеко от офиса.
- Вот прямо в дендрарии мне попался коралловый гриб – рогатик. Здесь же нашёл земляную звезду. Очень редкий гриб, занесённый в Красную книгу. Попались мне тут и необычные сумчатые грибы – ослиные уши, - говорит специалист.
389 съедобных
Грибной мир Дальнего Востока начали системно изучать только в прошлом веке. И если в первом перечне съедобных грибов региона, который, на минуточку, составили только в 1971 году, было 176 видов, то через 30 лет этот список вырос до 389. Сейчас в нём уже значатся 529 видов.
- Это вовсе не означает, что продолжается процесс появления новых видов. Росту числа известных грибов способствуют два фактора: субъективный – повышение изученности лесов микологами и объективный – возникают благоприятные природные условия для появления плодовых тел для тех видов, которые терпеливо ждут своего часа, прозябая длительное время в состоянии спор и клеток, - объясняет Виктор Грек.
Кстати, в этом сезоне Виктору Греку попалось почти с десяток грибов, которые он не нашёл ни в одном из научных каталогов. Вполне возможно, это могут быть новые виды, которые ждали своего часа.
Косой не покосить
Ну почему же грибное изобилие такое выборочное? В этом году белые, подосиновики можно было косой косить, а в прошлом грибы были большой редкостью. Специалист объясняет это погодными условиями. Грибы не любят ни проливных дождей, ни сухой и жаркой погоды.
- В прошлом году в окрестностях Хабаровска, несмотря на тёплое лето и обилие летних осадков, грибов в лесу было мало. Осадки носили ливневый характер, и это препятствовало появлению плодовых тел. Дело в том, что плодовые тела появляются в результате соприкосновения мужских (плюс-спора) и женских (минус-спора) клеток из смежных гифов или мицелия (так называют грибные нити, разрастающиеся в лесной подстилке, в древесине или ином субстрате). Если этому препятствуют неблагоприятные факторы, в том числе водяные потоки от ливней, то эти встречи разнополых спор могут не состояться и плодовые тела не образуются. Именно обильные осадки высокой интенсивности отрицательно повлияли на урожайность грибов 2022 года, - объясняет учёный.
Урожайные годы – теплое и дождливое лето, а сухое лето или холодное, как правило, - неурожайные. Есть и другие особенности. Если в теплое время осадков много, но выпадают они равномерно, чаще всего летняя волна урожая грибов (белые, подосиновики, подберезовики) появляются в поймах рек, на релках, в перелесках, на опушках леса, вдоль кустарниковых зарослей мелиоративных каналов и в лесных посадках. В густом лесу, например на Хехцире, где слишком велика конкуренция за солнечное тепло, свет и воду и где их видовое разнообразие наибольшее, плодовых тел грибов может быть очень мало или не быть совсем. В то же время здесь чаще встречаются ранние сморчки и вешенки, а также поздние урожаи груздей и осенних опят.