Главное
Наш край, 04 июля, 09:30

Лучший учитель года живёт в Хабаровском крае

Зоя Соболева рассказывает о секретах педагогического успеха

Лучший учитель года живёт в Хабаровском крае
В региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023» в номинации «Лучший учитель года» победителем стала Зоя Соболева. Несколько лет назад Зоя Юрьевна из Владивостока переехала в Николаевск-на-Амуре, учить детей биологии и географии. И если в начале пути педагога мучали сомнения: «А смогу ли?», то сейчас от них не осталось и следа. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает о секретах педагогического успеха лучшего учителя региона.


Учитель по призванию

С Зоей Юрьевной Соболевой мы познакомились, когда она приехала из Николаевска-на-Амуре в Хабаровск. Здесь Зоя Юрьевна готовится к всероссийскому этапу конкурса «Учитель года России – 2023». Улыбаясь, признается: волнуется сильно. Хотя именно про таких, как Зоя Юрьевна, и говорят: учитель по призванию.

Педагоги региона могут претендовать на звания заслуженного и народного учителя
27 июня 2023, 15:00 0


Биологией и экологией Зоя Юрьевна интересовалась с самого детства. Повлияла семья: мама-эколог и папа - специалист Среднеамгуньского леспромхоза. В школе пос. Березовый Солнечного района, в которой училась Зоя, экологии как дисциплины не было. Поэтому путь освоения науки оказался непростым.
- Многие ребята думают, что нужно родиться с «семечком» экологии в голове, которое потом вырастет и сделает из тебя эколога. Но нет. Можно как я: пойти по пути тернистому, делать все самостоятельно, быть везде и всюду. Так и получилось: Зою знали все, - смеясь, делится кандидат биологических наук учитель школы №2 Николаевска-на-Амуре Зоя Соболева.
Окончив школу, Зоя поступила в Тихоокеанский госуниверситет в Хабаровске на физмат. После двух курсов на «отлично» перевелась на педагогический. Забегая немного вперед, скажем, что именно это решение в будущем станет судьбоносным.

Все они получат премию в 200 тысяч рублей
28 июня 2023, 13:00 0


После окончания придет биологом в школу №41 Хабаровска. Параллельно займет должность методиста в экологическом центре Хабаровска «Касатка», станет заместителем декана биолого-химического факультета ПИ ТОГУ, начнет готовить ребят со всего региона к олимпиадам, в 2013 году защитит диссертацию и станет кандидатом биологических наук, в 2018 году переедет во Владивосток и вновь займет руководящую должность.

Всё складывалось удачно. Но вскоре Зоя Юрьевна поймет: ей нужны ее «школьные» дети, нужны олимпиады и ребята Хабаровского края, которые могут достичь многого, если их немного подтолкнуть. И, практически не задумываясь, в 2020 году она соберёт вещи и вместе с сыном переедет в Николаевск-на-Амуре.

Важно, что ты делаешь

В Николаевске Зоя Юрьевна стала учителем биологии и географии школы №2.
- Когда один из классных руководителей сказала, что мальчик Савелий хочет поступать на эколога, я подумала: «Мой клиент». На самом деле потом выяснилось, что он хотел быть геологом, - смеясь, вспоминает Зоя Соболева. – Но выяснилось это, когда мы с Савелием, который победил на муниципальном и региональном этапах олимпиады, отправились на заключительный - всероссийский.
Вместе с Савелием на олимпиады начали ездить еще две девочки, потом – еще и еще. Под свою опеку чуть позже Зоя Юрьевна взяла и юных экологов из соседних школ в Николаевске-на-Амуре. Так Зоя Юрьевна сформировала в своей школе экологическое сообщество, которое очень органично вписалось в сообщество ребят со всего края. Заинтересовать удалось практически каждого школьника. В чем секрет? В практике! Со своими учениками Зоя Юрьевна часто отправляется в походы, чтобы взять пробы воды, исследовать местность, выяснить, почему некогда большая река превратилась в ручеек.
- Мой девиз такой: не важно, где ты находишься. Важно то, что ты делаешь. Многие ребята ведь даже не знают о возможностях, которые есть у них в городе, не знают и о том, на что они сами способны. Моя задача – помочь им в этом разобраться. Не имеет значения, где ты живешь: в мегаполисе или небольшом поселке. Если глаза горят, то все получится.

Секретный ингредиент

Добиться высоких результатов в первую очередь помогает личный пример. С самого детства, учась в школе, Зоя была активисткой: с преподавателем организовала кружок лесничества, в школьной газете писала в рубрику «Экология», создавала агитбригады и даже сама звала всех одноклассников на высадку деревьев. Время прошло, а жизненная позиция не изменилась: Зоя Юрьевна старается успеть везде. И успевает. При этом каждому занятию посвящает частичку себя и никогда не сдается. Этому и учит своих учеников.
- Моя задача – рассказать и показать каждому ребенку, что он способен на что-то большее, что он может сделать какие-то вещи, которые позволят ему самому гордиться собой.
ЭксклюзивМнения
Директор центра интеллектуального развития «МаксиМозг» Ирина Молчанова о инструментах обучения, которые позволят ребёнку чувствовать себя уверенно
03 февраля 2023, 15:20 0


Еще один секретный ингредиент – доверительные отношения. Быть ребенку не только педагогом, но и старшим другом, к которому можно прийти с личной проблемой, зная, что выслушают и попробуют помочь.
- Часто такие отношения выстраиваются, когда я езжу с детьми по городам на заключительные этапы олимпиады. Там я для них и сестра, и мама, и психолог. Там я – Зоя, которая тоже когда-то боялась, которая так же нервничала, когда защищала кандидатскую… Так они понимают, что все реально, все звезды достижимы. Надо лишь вытянуть руку и приложить немного усилий.
Доверительные отношения удается выстроить с помощью индивидуального подхода, «ключика» к каждому из 28 школьников, сидящих в классе. Например, со старшими ребятами Зоя Юрьевна на перемене играет в настольный теннис. Со всеми – рисует стенгазеты, всевозможные плакаты, участвует в танцевальных флешмобах.
- Безусловно, здесь очень важно соблюсти баланс, скажем так, завоевать авторитет. Если для ребенка, например, сфера учебы не значима – значит, это спорт. Если девочкам не нравится спорт, то значит, это искусство или танцы. И всем этим мы занимаемся вместе. Кроме того, такой подход позволяет развивать самостоятельность: они уже сами хотят где-то участвовать и сами создают мероприятия.
Помогает Зое Юрьевне и система наставничества, которую она развивает уже больше 10 лет, - между опытными школьниками-олимпиадниками и ребятами, которые только начинают свой звездный путь. Старшие рассказывают о своем опыте, делятся знаниями и так же, как их учитель, говорят: всё возможно.

Я в них верю

С Зоей Юрьевной ученики начали посещать эколого-аналитическую лабораторию, проводить анализы, работать с химическим оборудованием. И каждый занят «своей» экологией: кто-то изучает сосны, кто-то составляет ботанический справочник Николаевска-на-Амуре, кто-то в разных средах выращивает цветы. Многие ребята нашли себя в исследовательской деятельности. И на каждом этапе, на каждом шагу Зоя Юрьевна готова их поддержать. Но с одним условием.
- У меня есть еще один девиз. Я могу дать тебе инструмент и указать направление, но работать ты будешь сам. Конечно, они всегда могут обратиться за помощью, но большую часть работы сделают сами. Они это знают, а я в них верю. Наверное, в этом весь секрет.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме