Общественный совет при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края провёл выездное заседание в троллейбусном парке муниципального предприятия региональной столицы «Городской электрический транспорт». Картина неприятно удивила видавших виды отраслевых специалистов. Остовы давно отживших свой век электрических машин на улице, не видевшие ремонта, пожалуй, с момента строительства цеха обслуживания, морально и физически устаревшее оборудование, сообщает с места событий корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».
Очень сильно изношена контактная сеть, в кардинальной реконструкции нуждается путевое хозяйство и тяговые подстанции, за счёт которых приходит в движение электротранспорт. Сейчас существует достаточно федеральных программ в помощь не очень богатым предприятиям и городским властям. Однако в Хабаровске сложилась юридическая ситуация, что воспользоваться ими ГЭТ не может. Почти всё имущество, которое признано социально значимым, он арендует у проходящего процедуру банкротства Хабаровского трамвайно-троллейбусного управления (ХТТУ). Это значит, что вкладываться в реконструкцию чужой собственности власти не имеют права.
ХТТУ вместе с городским автопарком сами инициировали процедуру банкротства в уже далёком 2015 году. Тогда произошла монетизация льгот за проезд и бюджетные деньги потекли не муниципальным предприятиям напрямую, а стали перечисляться адресно льготникам.
Конкурсный управляющий выставил всё имущество ХТТУ на торги. Так как оно было признано социально значимым, покупатель был обязан его сохранить в целости и организовать регулярные перевозки горожан по регулируемому тарифу. Пока искали желающего приобрести лот, было создано новое муниципальное предприятие «ГЭТ». Оно банкротом не является и может арендовать сети, пути и парк ХТТУ, пока на всё это хозяйство не найдётся новый покупатель.
Новый покупатель так и не нашёлся. Кредиторы были вынуждены постепенно снижать стоимость лота с первоначальных 2,4 млрд рублей до минимальных значений. Именно этого и ждала администрация Хабаровска, не спешив выкупать имущество банкрота. А проблемы копились. Но под конец, возникли новые, уже в юридической плоскости.
Участников общественного совета при краевом Минтрансе заверили, что проблема должна решиться в ближайшее время. Однако уже сейчас в Хабаровском крае благодаря усилиям губернатора Михаила Дегтярева, федеральных властей делаются серьёзные шаги по возрождению электротранспорта в краевой столице.
Горожане и гости города уже смогли оценить новейшие троллейбусы оранжевого цвета российско-белорусской сборки на автономном ходу. Они тёплые и комфортабельные. Готовится покупка новых машин, будут закупаться и современные трамваи. Развитие электротранспорта стало одним из пунктов мастер-плана Хабаровска, который получил одобрение президента России Владимира Владимировича Путина на ВЭФ-2023.