Об этом заявил аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».
Он напомнил, что в 2007 году вступили в силу правила, установленные новой редакцией Лесного кодекса, под которую впоследствии уже менялось и актуализировалось законодательство. По нему, в частности, полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов были переданы регионам.
- Тогда, в 2007 году, всем казалось, что после того, как эти полномочия перейдут субъектам, у них появится право распоряжаться лесным хозяйством и привлекать частный бизнес в виде арендаторов. Но по разным причинам, в том числе в силу экономического кризиса, этого не произошло. При этом, что касается полномочий по лесоустройству, Лесным кодексом был допущен пробел в регулировании. Сейчас часть работ по лесоустройству, например проектирование лесничеств и категорий лесов, отнесена к компетенции федерального уровня, а большая часть полномочий, в том числе основное мероприятие — таксация лесов, в ходе которой проводится оценка количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, передана регионам.
И на сегодняшний день приоритетом является отладка механизма своевременного предоставления достоверной информации об имеющемся в стране лесном ресурсе. Это требует цифровизации как отдельных элементов, так и всей отрасли в целом. И в настоящее время такая работа ведется, разрабатывается концепция цифровизации лесной отрасли.
ЭксклюзивОбщество
К сотрудничеству с правоохранительными органами ученые планируют приступить в следующем году
14 июля 2020, 12:30 0
— По нашему мнению, главная проблема — это формирование базы данных с актуальной на сегодняшний день информацией о ресурсах, объемах финансирования работ в этой сфере. Она так и не была решена. Сегодня результаты наших проверок говорят о том, что, по сути, 85% материалов по лесоустройству являются устаревшими — устаревшим в данном случае считается любой материал, которому больше 10 лет (согласно опубликованным выводам Счетной палаты, информация о 58,5% лесов не обновлялась более 20 лет).
Вообще по закону проводить таксацию должны каждые 10 лет на всей площади лесного фонда (1,1 млрд га). Но это требование не соблюдается из-за недостаточного финансирования, у регионов при текущих объемах финансового обеспечения просто нет на это средств.
- Это значит, что у нас сейчас имеется более 967 млн га лесов, по которым мы не имеем достоверной информации. Это базовая проблема для лесной отрасли. За ней открываются другие, в том числе с незаконными рубками или лесными пожарами, но это основная проблема. Есть такой управленческий принцип: ты не управляешь тем, что ты не измеряешь. Сейчас, прямо скажем, ситуация получается нехорошая с точки зрения того, что мы как власть не видим, чем управляем. Если у нас устарели данные по 85% лесов, мы ими не управляем. Понятно, что потери могут достигать миллиардов рублей.
Использование модифицированной осины сохранит природные леса
09 июня 2020, 11:30 0
По примерным подсчетам, для того чтобы понять, «чем мы владеем», потребуется от 14 млрд рублей до 83 млрд в зависимости от способа проведения таксации.
- Если четко расставить приоритеты, определить зоны интенсивного использования лесов, то, по предварительным подсчетам, данные о лесе могут быть актуализированы в максимальный срок до 10 лет.
Если говорить о механизме финансирования, то часть средств предполагается привлекать за счет частного капитала — например, тех же арендаторов лесных участков.
— Но тогда получается, что региональные власти должны быть абсолютно уверены в честности этого арендатора — в том, что он всё посчитает правильно и не попытается никакую часть увести в «серую» зону. Но, на мой взгляд, тут есть риски для государства. Конечно, дешевле для бюджета, чтобы таксацию провел сам арендатор, но нет никаких гарантий в том, что он сделает это честно. Во время проверки, например, мы обнаруживали случаи, когда запас древесины по одному из выделов, согласно материалам таксации, составлял 14 кубов на гектар, а фактический, реальный запас был 232 куба на гектар. То есть арендатор этого участка почти 95% леса мог вывести в «серую» зону.