Технико-экономическое обоснование проекта строительства железнодорожной магистрали с мостом из Хабаровского края на остров Сахалин будет готово до конца 2019 года. В компании «Российские железные дороги» намерены включить этот объект в долгосрочную стратегию развития предприятия на ближайшие годы, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».
- Сейчас мы более детально представляем себе проект с технической точки зрения, - отметил глава РЖД Олег Белозёров. - Провели переговоры с Минобороны по поводу высоты моста, это важный элемент, поскольку высота влияет на стоимость, и собираем информацию о том, что туда могло бы поехать. По предварительным расчётам рассматривалась перевозка угля, а сейчас мы видим, что набор и структура грузов меняются в лучшую сторону.
Эксперты отмечают, что до начала строительства необходимо решить две главные проблемы – транспортно-логистическую и энергетическую. На севере Хабаровского края отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии автодороги, через которые нужно завозить до 80% материалов и оборудования, а в населённых пунктах вдоль проектируемой железнодорожной линии, за исключением села Селихино, отсутствует централизованное электроснабжение от внешних сетей. Только стоимость новой ЛЭП и подстанций напряжением 220 кВ оценивается в 34,4 млрд рублей, а весь проект магистрали и моста по предварительным расчётам потянет на 540,7 млрд руб в ценах 2017 года. Инженеры считают, что на строительство транспортного комплекса уйдет 7,5 лет.
Проект строительства железнодорожной линии Селихин - Ныш с мостовым переходом пролива Невельского увязан с развитием Восточного полигона сети железных дорог.
Впервые идею связать Сахалин с материком рассматривали в конце 1930-х годов с вариантом тоннеля длиной в 8 км под Татарским проливом. Предпроектные работы прервала Великая Отечественная война и возобновились исследования только в 1947 году, а к стройке приступили летом 1951 года. Дорожники уложили 120 км рельсового пути, выполнили часть работ на тоннеле, но через два месяца после смерти Иосифа Сталина проект был прекращён.
Напомним, к «сталинскому» проекту связать остров Сахалин железной дорогой с материком в России вернулись в 2017 году. Магистраль протяжённостью около 585 км должна пройти по территории Хабаровского края через населённые пункты Селихин, Ягодный, Цимермановка, Де-Кастри, Лазарев. Из вариантов прохождения пролива Невельского от материкового Лазарева до мыса Погиби на Сахалине между подводным тоннелем протяжённостью 12,4 км, 16-метровой насыпной дамбой с судопропускным каналом или мостом длиной 7,6 км проектировщики предпочли мост.
Осенью 2019 года на Сахалине, в единственной островной области России, были завершены основные работы по перешивке путей с узкой «японской» колеи на общероссийский стандарт.