- Технология аэрофотосъёмки разработана давно, применялась ещё в Великую Отечественную войну, но компьютеров тогда не было и расчёты с привязками к местности делали с помощью специальных приборов, - говорит инженер по информационным технологиям хабаровского территориального управления «Региональной концессионной компании» Андрей Гмызо. – Сейчас мы регулярно запускаем квадрокоптер с геодезическим датчиком, он пролетает над всей будущей дорогой, фотографирует, и полученные снимки привязываются к трёхмерной компьютерной модели магистрали с точностью до 5 см.
Приобретённый строителями дороги комплекс «Геоскан» отечественного производства доработали компьютерные гении компании, входящей в «Группу ВИС» - генерального подрядчика и главного концессионера. К изначальным возможностям программы уже в Хабаровске добавлены несколько блоков, которые позволяют после одного облёта трассы сравнить фактическое положение дел на площадках с тем, что имеется на чертежах.
- К примеру, берём из компьютерного проекта модель путепровода и видим, как он расположен фактически, как к нему подходит уже отсыпанное тело дороги, можем посчитать объёмы, кубометры и высотные отметки, - продолжает Андрей Гмызо. – Видны реальные изменения за неделю, где сколько сантиметров убрано, где добавлено. Благодаря нашей системе после проливных летних дождей достаточно было одного пролёта коптера, чтобы выяснить: что и где у нас произошло и в каком объёме.
Ещё один подключённый к системе дополнительный модуль позволил строителям обхода иметь точную и оперативную информацию о запасах песка и щебня в каждом из хранилищ с погрешностью до одного кубометра, а привязка этих цифр к базам данных 1С сразу оценивает всё в деньгах. На этом улучшения не закончены – сейчас специалисты тестируют ещё один модуль, который покажет, сколько проходок на насыпи должен сделать бульдозер, чтобы привести её к идеальному с точки зрения проекта состоянию.
- Видите, вот участки, где грунт выступает за параметры проекта, где-то на один сантиметр, где на два, но всё это в пределах допуска и погрешности наших методов измерения, - рассказывает Андрей Гмызо. – С инженерной точки зрения насыпь сделана очень качественно и практически стопроцентно соответствует чертежам, если учесть, что её высота на данном участке выше 8 метров.
Доработанная компьютерная система даёт строителям возможность видеть полную картину происходящего на «Обходе Хабаровска» с высокой точностью, что позволяет избежать лишних затрат. В тело дороги будет заложено ровно столько щебня и песка, сколько нужно по плану, а уровни насыпей на подходе к путепроводам и мостам нужно будет отшлифовать не на метры, а на сантиметры – и погрешность будет ещё меньше, когда контролировать работы на автодороге отправится квадрокоптер нового поколения с лучшей, чем сейчас, фотокамерой.
Напомним, в октябре 2020 года платное четырёхполосное шоссе с разрешённой скоростью движения 120 км час свяжет в один транспортный комплекс три федеральных автотрассы на Комсомольск, Читу и Владивосток и выведет за пределы дальневосточной столицы грузовой транзит. Общая стоимость «Обхода Хабаровска» 43 млрд рублей, 19 млрд из которых средства федерального бюджета, около 12 млрд из казны Хабаровского края и 11 млрд рублей частные инвестиции.