Старые вещи в его руках оживают, они начинают двигаться, обретают тонкость, изящество и благородство, подобающее их возрасту. Больше тридцати лет художник-реставратор Гродековского музея Евгений Магеря возвращает к жизни уникальные предметы, иногда буквально почти из небытия, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Российский герб из винтовки
Он реставрирует металл, дерево, стекло, керамику и фарфор. Практически все экспонаты в витринах музея, выполненные из этих материалов, прошли через его руки. Одна из последних работ – большой деревянный диск метрового диаметра, на котором из двух тысяч деталей старинного оружия был выложен герб Российской империи. За время пребывания в фондах раритет покрылся пылью, многие элементы проржавели, какие-то вообще оказались утраченными. По следам, оставшимся на месте крепления, можно предположить, что их попросту отрывали посетители, унося с собой. Есть снимки с еще дореволюционных экспозиций, где видно, что висел герб на уровне досягаемости. Спусковые механизмы, боевые пружины, которые оказались внизу, стали легкой добычей прагматичных охотников, которые и в музее нашли, чем поживиться.
Впрочем, предположить, что посетители только и умудрялись что-то унести из музея, не совсем верны. В древних сосудах, которые экспонировались открытыми, музейщики находили большое количество монет разного достоинства. Их оставляли, очевидно, в надежде вернуться сюда еще и еще.
Его любимая тема – старые металлы. Говорит, что научился во всем этом разбираться и по цвету окисла может установить состав бронзы. Это дает понимание, как работать с ними, как их восстанавливать. К слову, допуск к работе с музейными экспонатами он получил в Кунсткамере нынешнего Санкт-Петербурга.
Мастер говорит, что одни из самых интересных предметов, которыми он занимался, это награды. Ордена и медали не только русские и советские, но и зарубежные, к примеру, немецкие и японские. По качеству - наши самые лучшие! Делались они из хороших металлов. А еще есть монеты, тоже непростая, кропотливая работа.
Запах и вкус старины
Можно ли по неосторожности повредить музейный предмет?
Иногда состояние предметов приводит его в замешательство. Когда в работу попадают этнографические экспонаты, которые извлекают из фондов. К примеру, так случилось с костюмом шамана. Там сочетание ржавых подвесок, кожи, ткани.
Есть предметы, которые когда-то в залах просто приколачивали к стенке. Удивительно! Хорошо обработаны экспонаты, которые привозил сам Владимир Арсеньев. Чувствуется, что над его коллекцией работали специалисты. Это предметы культуры местных народностей – посуда, украшение, оружие. Рассказывают, что Арсеньев очень любил оружие и знал в нем толк. Евгений Магеря говорит, что тоже любит оружие. Он повторяет слова классика, что в оружии наиболее целесообразно собрано все то, что должно быть, и убрано все то, чего не должно быть. Правда, признается, что едва ли так хорошо в нем разбирается.
Монах и пальмы
Загадка из загадок для него всякий раз – часы. Однажды ему принесли мешок с предметами, это были старинные английские часы фирмы «Пальмер». Они уже давно не шли, но редкости были необычайной. Как утверждают музейщики, вторые такие в самой Англии с трудом можно отыскать. Разложив содержимое на столе, Евгений Магеря увидел фигурки – купола, колонны, пальмы из позолоченной бронзы. Наверху монах бил молотком в колокол, внизу плавали корабли, появлялись солдаты караула. Похоже, все это двигалось, вращались фигурки, световые колонны, раскрывались пальмы. Как из осколков собрать цельную картинку, если ты ее никогда не видел?
Он восстановил и старую подзорную трубу, там были смещены стекла, которые уже не двигались. Дело небыстрое - мастер долго выпрямлял основу, ослаблял напряжение и, в конце концов, поставил на место стекла так, что теперь труба как новенькая! В том смысле, что в нее можно рассматривать все, что вам интересно. А вот бинокль, который долгое время пролежал в воде, вернуть к жизни уже невозможно, как и чжурчжэньский панцирь, который достали из фондов. Он состоял из множества металлических пластин. После тщательного осмотра реставратор понял, что они приклеены на плотную основу. Причем прочность клея превосходила плотность пластин, которые оказались изрядно разрушенными. Тяжелый случай!