Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии

«Дальневосточная киностудия» работает в Хабаровском крае 17 лет. Преемники традиций Дальневосточной студии кинохроники, её режиссёры продолжают снимать неигровые национальные видеофильмы. В интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» они рассказали о том, что главный герой их фильмов – наш регион, его история, уникальная природа, животные, а самое главное – люди: художники, экологи, историки, краеведы. Талантливые, неравнодушные, сильные духом дальневосточники, которые всей душой любят свою малую родину и сделали однажды важнейший выбор: остаться здесь и работать на благо родного края.

В копилке киностудии сотни наград престижных всероссийских и международных конкурсов, счет победам в которых режиссеры Анна и Альберт Самойловы, основатели студии, и их коллеги давно потеряли. Профессиональные награды кинематографисты, конечно, ценят высоко, но главным признанием считают то, что показы их фильмов проходят в библиотеках и музеях по всей стране, а педагоги используют ленты на уроках в качестве наглядных пособий.

ЭксклюзивКультура
Лента «Амурский Ван Гог» посвящена самобытному художнику Илье Лиханову
25 сентября 2024, 13:45 0

История профессионального становления кинооператора, а потом и режиссера Альберта Самойлова в его пересказе звучит, как авантюрный роман. Во время прохождения службы в армии решил, что хочет стать кинооператором. Почему? Не может ответить до сих пор.

– Я перед дембелем написал маме письмо, просил узнать, где в Хабаровске можно работать оператором. Она выяснила. В 1984 году было два предприятия: Дальневосточная студия кинохроники и студия телевидения. Я вернулся в город и на следующий день отправился устраиваться на работу. Ничего не знал об этой профессии. Немного умел фотографировать, и все. И я пришел на студию кинохроники. На вахте меня встретили, проводили к главному редактору Юрию Алексеевичу Мелкову. Очень долго он со мной разговаривал, объяснял, что им не нужны те, кто приходит, месяц поработает и сбегает, нужны ответственные люди. А напоследок сказал, что надо окончить ВГИК. А я что? Надо – поступлю, окончу! – вспоминает Альберт Самойлов.
На фестиваль «Анимур» в этом году поступило рекордное количество заявок
19 сентября 2024, 15:00 0

Парня без специального образования на киностудию могли принять только ассистентом кинооператора, и более восьми лет Альберт учился – носил оборудование, заряжал пленку, следил за работой коллег, спрашивал и слушал, перенимал опыт. Почти ничего не снимал.

– Только я устроился на работу, на второй же день улетел со съемочной группой в командировку в Югру снимать фильм «Опыт строителей лесовозных дорог». Долетели до Свердловска, там сели на поезд в Ханты-Мансийск, а оттуда уже – в таежный поселок, ехали до которого полтора дня. Полмесяца снимали, потом вернулись в Свердловск, оттуда полетели под Архангельск снимать вторую часть фильма. Сняли за месяц, раньше срока, и возвращались домой через Москву. За первую командировку вся страна у меня промелькнула перед глазами. Тогда уже понял, что правильно выбрал профессию! – рассказывает Альберт.
Киностудия выступит генеральным партнёром этой самой большой на востоке России международной анимационной площадки
12 сентября 2024, 13:15 0

ВГИК – кузница кадров для кинематографа всегда был недостижимой мечтой для многих. Поступить туда было очень сложно, и три-четыре попытки для абитуриента считались нормой. Ассистенту кинооператора Самойлову помогали готовиться к поступлению старшие коллеги – передавали традицию, школу дальневосточного кино. Эти слова Альберт Самойлов до сих пор произносит с особым значением, как синонимы мастерства, которое постигают годами те, кто мечтает достичь вершин в профессии.

– Я учился фотографировать, набивал руку. Бывало, отсниму 3-4 пленки, а из них одна-две фотографии получатся, остальные – брак. Меня учили кадрировать, выбирать композицию, свет ставить. И вот через два года я отправился во ВГИК, но не поступать, а на разведку, потому что знал: туда люди со второго, четвертого раза поступали. А получилось, что я поступил с первой попытки, – рассказывает Альберт Самойлов.
В 1992 году, уже после распада Советского Союза, Альберт получил заветный диплом, стал кинооператором.

В работе кинематографистов очень важен тандем режиссер – оператор. Альберту Самойлову посчастливилось найти близкого по духу режиссера. Коллега по тогда еще Дальневосточной студии кинохроники Анна стала соратником и женой. Вместе они исходили тайгу и объездили самые отдаленные уголки Дальнего Востока.

Проехали по следам Геннадия и Екатерины Невельских, снимая фильм «Хозяйка Залива Счастья», в поисках фактуры об амурских тиграх ездили в Дурминское лесоохотхозяйство, ночевали на берегу озера Солончаки, чтобы снять красоту лотосов Комарова на рассвете, пробирались по бездорожью Аяно-Майского района, чтобы рассказать о многонациональной семье охотника, живущего в урочище Селинда.

На вопрос, что главное в их фильмах, Самойловы хором отвечают: жизнь. Даже если Министерство культуры Российской Федерации заказывает фильм о природе.

– Главное – не природа, а люди, природа, как фон. Например, когда мы снимали фильм «Спасти и сохранить» про то, как в заповеднике сохраняют краснокнижных дальневосточных аистов, в принципе, можно было остановиться только на теме их защиты. Птицы, пейзажи, сама тема защиты природы все сделают, фильм примут. Но Альберт сказал: ты понимаешь, птица, она и через двести лет будет такой же. Изменятся камеры, будут такие, что снимешь еще круче. А людей, которые восстанавливают популяцию, учат аистят летать, как мамы, за ними ухаживают, уже не будет. И нам важно показать людей природы и людей в природе: художника Илью Лиханова, который творит в Сикачи-Аляне, нашего «хозяина тайги» тигролова Владимира Круглова, который тигра Лютика выхаживал в своем реабилитационном центре, писателя Николая Наволочкина, чьи герои до сих пор живут в поселке Николаевка, – рассказывает Анна Самойлова.
Увлечённую созданием мультфильмов молодёжь приглашают к конкурсу при поддержке президента России
06 сентября 2024, 18:00 0

Понимание того, что их фильмы с неизменным интересом будут смотреть и через сто лет, заставляет Самойловых очень трепетно подходить к выбору героев, отбору материала. Поэтому и едут режиссеры в Уссурийскую тайгу и дальние села, читают книги, изучают историю Дальнего Востока, знакомятся с уникальными людьми, которые могут рассказать многое по теме фильма. И хоть и кажется, что неигровое кино не так популярно, как художественные фильмы, у «Дальневосточной киностудии» есть верные зрители. И зал кинотеатра «Совкино», где в профессиональный праздник Самойловы проводят премьеры фильмов, всегда полон.

 

Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии
Автор:
Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии

Анна и Альберт Самойловы рассказали о пути в профессию и о том, что главное в успешном фильме

Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии
Культура, 29 сентября, 14:15

Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии

Анна и Альберт Самойловы рассказали о пути в профессию и о том, что главное в успешном фильме


Дальневосточные кинематографисты рассказали о секретах своей профессии
Фото: "Дальневосточная киностудия"

«Дальневосточная киностудия» работает в Хабаровском крае 17 лет. Преемники традиций Дальневосточной студии кинохроники, её режиссёры продолжают снимать неигровые национальные видеофильмы. В интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» они рассказали о том, что главный герой их фильмов – наш регион, его история, уникальная природа, животные, а самое главное – люди: художники, экологи, историки, краеведы. Талантливые, неравнодушные, сильные духом дальневосточники, которые всей душой любят свою малую родину и сделали однажды важнейший выбор: остаться здесь и работать на благо родного края.

В копилке киностудии сотни наград престижных всероссийских и международных конкурсов, счет победам в которых режиссеры Анна и Альберт Самойловы, основатели студии, и их коллеги давно потеряли. Профессиональные награды кинематографисты, конечно, ценят высоко, но главным признанием считают то, что показы их фильмов проходят в библиотеках и музеях по всей стране, а педагоги используют ленты на уроках в качестве наглядных пособий.

ЭксклюзивКультура
Лента «Амурский Ван Гог» посвящена самобытному художнику Илье Лиханову
25 сентября 2024, 13:45 0

История профессионального становления кинооператора, а потом и режиссера Альберта Самойлова в его пересказе звучит, как авантюрный роман. Во время прохождения службы в армии решил, что хочет стать кинооператором. Почему? Не может ответить до сих пор.

– Я перед дембелем написал маме письмо, просил узнать, где в Хабаровске можно работать оператором. Она выяснила. В 1984 году было два предприятия: Дальневосточная студия кинохроники и студия телевидения. Я вернулся в город и на следующий день отправился устраиваться на работу. Ничего не знал об этой профессии. Немного умел фотографировать, и все. И я пришел на студию кинохроники. На вахте меня встретили, проводили к главному редактору Юрию Алексеевичу Мелкову. Очень долго он со мной разговаривал, объяснял, что им не нужны те, кто приходит, месяц поработает и сбегает, нужны ответственные люди. А напоследок сказал, что надо окончить ВГИК. А я что? Надо – поступлю, окончу! – вспоминает Альберт Самойлов.
На фестиваль «Анимур» в этом году поступило рекордное количество заявок
19 сентября 2024, 15:00 0

Парня без специального образования на киностудию могли принять только ассистентом кинооператора, и более восьми лет Альберт учился – носил оборудование, заряжал пленку, следил за работой коллег, спрашивал и слушал, перенимал опыт. Почти ничего не снимал.

– Только я устроился на работу, на второй же день улетел со съемочной группой в командировку в Югру снимать фильм «Опыт строителей лесовозных дорог». Долетели до Свердловска, там сели на поезд в Ханты-Мансийск, а оттуда уже – в таежный поселок, ехали до которого полтора дня. Полмесяца снимали, потом вернулись в Свердловск, оттуда полетели под Архангельск снимать вторую часть фильма. Сняли за месяц, раньше срока, и возвращались домой через Москву. За первую командировку вся страна у меня промелькнула перед глазами. Тогда уже понял, что правильно выбрал профессию! – рассказывает Альберт.
Киностудия выступит генеральным партнёром этой самой большой на востоке России международной анимационной площадки
12 сентября 2024, 13:15 0

ВГИК – кузница кадров для кинематографа всегда был недостижимой мечтой для многих. Поступить туда было очень сложно, и три-четыре попытки для абитуриента считались нормой. Ассистенту кинооператора Самойлову помогали готовиться к поступлению старшие коллеги – передавали традицию, школу дальневосточного кино. Эти слова Альберт Самойлов до сих пор произносит с особым значением, как синонимы мастерства, которое постигают годами те, кто мечтает достичь вершин в профессии.

– Я учился фотографировать, набивал руку. Бывало, отсниму 3-4 пленки, а из них одна-две фотографии получатся, остальные – брак. Меня учили кадрировать, выбирать композицию, свет ставить. И вот через два года я отправился во ВГИК, но не поступать, а на разведку, потому что знал: туда люди со второго, четвертого раза поступали. А получилось, что я поступил с первой попытки, – рассказывает Альберт Самойлов.
В 1992 году, уже после распада Советского Союза, Альберт получил заветный диплом, стал кинооператором.

В работе кинематографистов очень важен тандем режиссер – оператор. Альберту Самойлову посчастливилось найти близкого по духу режиссера. Коллега по тогда еще Дальневосточной студии кинохроники Анна стала соратником и женой. Вместе они исходили тайгу и объездили самые отдаленные уголки Дальнего Востока.

Проехали по следам Геннадия и Екатерины Невельских, снимая фильм «Хозяйка Залива Счастья», в поисках фактуры об амурских тиграх ездили в Дурминское лесоохотхозяйство, ночевали на берегу озера Солончаки, чтобы снять красоту лотосов Комарова на рассвете, пробирались по бездорожью Аяно-Майского района, чтобы рассказать о многонациональной семье охотника, живущего в урочище Селинда.

На вопрос, что главное в их фильмах, Самойловы хором отвечают: жизнь. Даже если Министерство культуры Российской Федерации заказывает фильм о природе.

– Главное – не природа, а люди, природа, как фон. Например, когда мы снимали фильм «Спасти и сохранить» про то, как в заповеднике сохраняют краснокнижных дальневосточных аистов, в принципе, можно было остановиться только на теме их защиты. Птицы, пейзажи, сама тема защиты природы все сделают, фильм примут. Но Альберт сказал: ты понимаешь, птица, она и через двести лет будет такой же. Изменятся камеры, будут такие, что снимешь еще круче. А людей, которые восстанавливают популяцию, учат аистят летать, как мамы, за ними ухаживают, уже не будет. И нам важно показать людей природы и людей в природе: художника Илью Лиханова, который творит в Сикачи-Аляне, нашего «хозяина тайги» тигролова Владимира Круглова, который тигра Лютика выхаживал в своем реабилитационном центре, писателя Николая Наволочкина, чьи герои до сих пор живут в поселке Николаевка, – рассказывает Анна Самойлова.
Увлечённую созданием мультфильмов молодёжь приглашают к конкурсу при поддержке президента России
06 сентября 2024, 18:00 0

Понимание того, что их фильмы с неизменным интересом будут смотреть и через сто лет, заставляет Самойловых очень трепетно подходить к выбору героев, отбору материала. Поэтому и едут режиссеры в Уссурийскую тайгу и дальние села, читают книги, изучают историю Дальнего Востока, знакомятся с уникальными людьми, которые могут рассказать многое по теме фильма. И хоть и кажется, что неигровое кино не так популярно, как художественные фильмы, у «Дальневосточной киностудии» есть верные зрители. И зал кинотеатра «Совкино», где в профессиональный праздник Самойловы проводят премьеры фильмов, всегда полон.

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме