«Дальневосточная киностудия» работает в Хабаровском крае 17 лет. Преемники традиций Дальневосточной студии кинохроники, её режиссёры продолжают снимать неигровые национальные видеофильмы. В интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» они рассказали о том, что главный герой их фильмов – наш регион, его история, уникальная природа, животные, а самое главное – люди: художники, экологи, историки, краеведы. Талантливые, неравнодушные, сильные духом дальневосточники, которые всей душой любят свою малую родину и сделали однажды важнейший выбор: остаться здесь и работать на благо родного края.
В копилке киностудии сотни наград престижных всероссийских и международных конкурсов, счет победам в которых режиссеры Анна и Альберт Самойловы, основатели студии, и их коллеги давно потеряли. Профессиональные награды кинематографисты, конечно, ценят высоко, но главным признанием считают то, что показы их фильмов проходят в библиотеках и музеях по всей стране, а педагоги используют ленты на уроках в качестве наглядных пособий.
История профессионального становления кинооператора, а потом и режиссера Альберта Самойлова в его пересказе звучит, как авантюрный роман. Во время прохождения службы в армии решил, что хочет стать кинооператором. Почему? Не может ответить до сих пор.
Парня без специального образования на киностудию могли принять только ассистентом кинооператора, и более восьми лет Альберт учился – носил оборудование, заряжал пленку, следил за работой коллег, спрашивал и слушал, перенимал опыт. Почти ничего не снимал.
ВГИК – кузница кадров для кинематографа всегда был недостижимой мечтой для многих. Поступить туда было очень сложно, и три-четыре попытки для абитуриента считались нормой. Ассистенту кинооператора Самойлову помогали готовиться к поступлению старшие коллеги – передавали традицию, школу дальневосточного кино. Эти слова Альберт Самойлов до сих пор произносит с особым значением, как синонимы мастерства, которое постигают годами те, кто мечтает достичь вершин в профессии.
В работе кинематографистов очень важен тандем режиссер – оператор. Альберту Самойлову посчастливилось найти близкого по духу режиссера. Коллега по тогда еще Дальневосточной студии кинохроники Анна стала соратником и женой. Вместе они исходили тайгу и объездили самые отдаленные уголки Дальнего Востока.
Проехали по следам Геннадия и Екатерины Невельских, снимая фильм «Хозяйка Залива Счастья», в поисках фактуры об амурских тиграх ездили в Дурминское лесоохотхозяйство, ночевали на берегу озера Солончаки, чтобы снять красоту лотосов Комарова на рассвете, пробирались по бездорожью Аяно-Майского района, чтобы рассказать о многонациональной семье охотника, живущего в урочище Селинда.
На вопрос, что главное в их фильмах, Самойловы хором отвечают: жизнь. Даже если Министерство культуры Российской Федерации заказывает фильм о природе.
Понимание того, что их фильмы с неизменным интересом будут смотреть и через сто лет, заставляет Самойловых очень трепетно подходить к выбору героев, отбору материала. Поэтому и едут режиссеры в Уссурийскую тайгу и дальние села, читают книги, изучают историю Дальнего Востока, знакомятся с уникальными людьми, которые могут рассказать многое по теме фильма. И хоть и кажется, что неигровое кино не так популярно, как художественные фильмы, у «Дальневосточной киностудии» есть верные зрители. И зал кинотеатра «Совкино», где в профессиональный праздник Самойловы проводят премьеры фильмов, всегда полон.