Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели
Начальник инспекции по безопасности полётов Хабаровского аэропорта Роман Руденко многие годы занимается спасением редких железных птиц - моделей самолётов и вертолётов, которые обычно сразу с производства отправляются на металлолом. Уникальные экземпляры он планирует представить перед жителями в авиатехническом музее и надеется, что в реализации проекта помогут местные власти, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Полеты без опасности

Роман Стальевич Руденко гордится своим редчайшим отчеством. Его отец, Сталий Петрович, родился в период расцвета культа личности Сталина, поэтому и получил имя в честь вождя мирового пролетариата.

К авиации, говорит, «предрасположен генетически»: отец работал бортрадистом самолёта Ли-2 на Камчатке, а позже переучился на штурмана. Мама тоже окончила курсы ДОСААФ и пошла радиооператором в аэропорт, печатала радиограммы на телетайпе. 
– Когда мне было три года, отец взял меня в полёт на Ли-2. С тех пор я пропал, без неба и авиации жизни своей не представляю, – говорит он. – Поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Правда, пилотом стать было не суждено. На медкомиссии обнаружили шумы в сердце.
Позже оказалось, сбой возрастной, связан с занятиями тяжёлой атлетикой. Как бы то ни было, сделал выбор в пользу профессии бортинженера, о чём ни разу не пожалел. Специалист универсальный – всегда будет при деле.

После института – армия, ВВС, летал на боевых вертолётах. А позже – пассажирских самолётах разных типов в «Дальавиа». Стал специалистом 1 класса. И так вышло, что развал авиакомпании практически совпал с моментом выхода на пенсию.
– Не хватило всего семи часов в воздухе! Пришлось срочно искать возможность наверстать упущенное. Так как авиакомпании, занимающиеся пассажирскими перевозками, в кадрах не нуждались. Вспомнил армейские годы, переучился на вертолёт Ми-8. Всё заново – учёба, зачёты, полёты с инструктором. И совсем другие ощущения – лететь, огибая рельефы земли, сложнее и опаснее, но интереснее, чем на самолёте, – говорит он.
Сделать это удалось благодаря вмешательству врио губернатора Михаила Дегтярёва
26 ноября 2020, 12:30 0

Заработав заслуженную пенсию, решил, что нужно расти, и стал госинспектором по надзору за аэропортовой деятельностью в Ространснадзоре. Потом занимался вопросами развития частной авиации, получил свидетельство пилота-любителя. А сейчас внедряет в Хабаровском аэропорту систему управления безопасностью полётов: совместно с коллегами рассчитывает риски возникновения аварий и предлагает способы их устранения. Благодаря и его, в частности, усилиям, за это время серьёзных инцидентов в аэропорту не возникало.

Всё упирается в бюрократию

Авиатор показывает пухлые папки с документами - переписку с авиакомпаниями, администрациями различных уровней, краевым правительством и даже полпредом Президента России. Идея создать музей под открытым небом возникла в 1990-е годы, когда неравнодушные сотрудники Хабаровского аэропорта сохранили первенца советской реактивной пассажирской авиации – самолёт Ту-104. Его поставили на аэровокзальной площади, но охрану не обеспечили, авиатехнику разграбили.
 – Сколько так погибло ценных для истории региональной авиации машин! – говорит собеседник. – Списанную авиатехнику авиакомпании отдают «под нож». Корпуса из алюминиевых сплавов – на металлолом.
С тех пор начал обивать пороги разных инстанций. Пятнадцать лет борьбы с «ветряными мельницами» и последующий период разочарования. Только спустя 20 лет неожиданно появился положительный пример. Под Благовещенском предприниматель создал «Дальневосточный аэрокосмический музей», куда свёз образцы военной техники, которым грозила утилизация.

Наш герой познакомился с организатором, обрёл поддержку и воспрял духом. Создал «Хабаровский краевой аэрокосмический музей», правда, пока только на бумаге, в качестве некоммерческой организации.
– После долгих поисков определил подходящую площадку на землях сельхозназначения со стороны села Тополево. Этот участок прилегает к территории Хабаровского аэропорта. Таким образом, массивные экспонаты могут прилетать на аэродром своим ходом, а затем отправляться на «вечную стоянку» в музей, – рассказал собеседник.
С помощью опытных коллег создал бизнес-план музея, поставил запрашиваемый земельный участок на учёт в госреестр, прошёл ряд согласований, в том числе и с Росавиацией, и прочее. При участии группы представителей разных министерств края проект был включён в Программу социального развития Хабаровского муниципального района.
 – Осталось несколько бюрократических мелочей, но они могут тянуться вечно, – уверяет Роман. – Надеюсь, мне удастся встретиться с главой региона, на помощь которого очень надеюсь.
В воздухе без двигателя 

Пока решается вопрос с поиском поиском площадки, потенциальные экспонаты ржавеют, рассыпаются, что-то исчезает бесследно. Роман Руденко договорился о передаче музею 12 единиц авиационной техники.

Так, с помощью многочисленных обращений в различные инстанции удалось спасти последний самолёт Ил-62м авиакомпании «Дальавиа». Подобных, в лётном состоянии, почти не осталось. Выпотрошенный красавец авиалайнер, массой около 50 тонн, готовили к порезке, повредили в некоторых местах фюзеляж. Но все это ещё можно залатать.
– А ведь Ил-62 – надёжнейший аппарат! Помню, летели из Москвы в Хабаровск, через час после взлёта отказал один двигатель, продолжали полёт на трёх оставшихся, – уточнил он.
ЭксклюзивОбщество
Некогда сверхсекретный самолёт СССР простаивает на задворках авиаремонтного завода
25 ноября 2020, 10:00 0

Сейчас первый экспонат музея ждёт своего часа на территории аэропорта. Ещё пять единиц авиатехники находятся в малом аэропорту. Это самолёты Ан-2, Ан-28, Л-410 и вертолёты Ми-2, Ми-26.
– Состояние у всех, правда, нерабочее. По сути, остались одни оболочки. Но есть идеи, как постепенно восстановить раритеты, – говорит авиатор. – К примеру, в музее ВВС в подмосковном Монино в своё время собрали больше 200 экспонатов, некоторые из которых напоминали консервные банки. Реанимировали авиатехнику неравнодушные люди: устраняли коррозию, искали по всей стране запчасти, чинили. Надеюсь, что и у нас в Хабаровске среди волонтёров идея найдёт отклик.
Несмотря на то, что площадки ещё нет, Роман Руденко старается «добыть» в коллекцию новые уникальные экспонаты. Так, недавно он узнал, что самолёт Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершил последний в России пассажирский рейс из якутского города Мирный в Новосибирск. Правда, в Новосибирске на «вечной стоянке» уже имеется самолёт этой модели. Теперь наш герой пытается договориться с авиакомпанией, чтобы перегнать раритет в Хабаровск.

Сделать круг над Шантарами

Сохранить советскую авиатехнику, которая летала на Дальнем Востоке, значит пробудить интерес к профессии авиатора, вернуть ей заслуженное уважение и престиж. Сейчас же молодёжь практически не идёт в авиацию. –
Только подумайте, в гражданской авиации СССР было более двадцати учебных заведений. Теперь в два раза меньше, – сокрушается Роман.
К тому же Хабаровск станет привлекательнее для туризма, посмотреть на исторические летательные аппараты будут приезжать жители других регионов страны и иностранцы.

ЭксклюзивОбщество
20 августа в России отмечается День Воздушного флота
19 августа 2017, 15:00 0

В целом Роман Руденко мечтает создать даже не музей, а аэрокосмический технопарк. На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе можно попробовать заказать авиационные аттракционы, которые будут походить на уменьшенные копии действующей авиатехники.

Если найдутся инвесторы, в эксплантатах можно установить симуляторы с имитацией полёта, посетители смогут «воспарить» над Хабаровским краем, например, сделать круг над Шантарскими островами. По мнению Романа Стальевича, также можно реставрировать или собирать конструкции из запчастей когда-то погибших воздушных судов. Лётчикам известны места нахождения останков разбитых лайнеров, которые лежат в таёжных глубинках. –
Помнится, фюзеляж Ли-2 находили в районе имени Лазо, – говорит авиатор. – Уверен, он ещё там. Также важно создать здесь посадочную площадку для частной авиации с центром техобслуживания.
У Романа Руденко четверо детей. Старшая дочь окончила Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации и год работала бортпроводником в «Дальавиа». Порой попадала с отцом в одни рейсы. Сын, кстати, тоже отучился на авиатехника, но решил развиваться в области программирования, разрабатывать мультипликационные проекты.

Небо, могучее и притягательное, тонкой нитью пронзило всю жизнь авиатора. Это то, что по сердцу. В рабочем кабинете стоят модели авиатехники, на которой удалось поработать ему и коллегам по инспекции. Собирает их затяжными зимними вечерами. А ещё приобретает дорогостоящую фотоаппаратуру, чтобы фиксировать в кадре железных птиц.

Кстати, в этом году отмечаются 90 лет гражданской авиации Дальнего Востока. Отсчёт идёт от полёта, когда советский лётчик, Герой СССР Михаил Васильевич Водопьянов выполнил первый рейс на гражданском самолёте по маршруту «Хабаровск – Оха – Александровск».
– Думаю, это повод уделить особое внимание сохранению исторического наследия дальневосточных авиаторов, созданию в Хабаровском крае первого аэрокосмического музея.
Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели
Автор:

Роман Руденко бьётся над созданием авиамузея вот уже 30 лет

Культура, 05 декабря, 09:00

Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели

Роман Руденко бьётся над созданием авиамузея вот уже 30 лет

Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели
Начальник инспекции по безопасности полётов Хабаровского аэропорта Роман Руденко многие годы занимается спасением редких железных птиц - моделей самолётов и вертолётов, которые обычно сразу с производства отправляются на металлолом. Уникальные экземпляры он планирует представить перед жителями в авиатехническом музее и надеется, что в реализации проекта помогут местные власти, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Полеты без опасности

Роман Стальевич Руденко гордится своим редчайшим отчеством. Его отец, Сталий Петрович, родился в период расцвета культа личности Сталина, поэтому и получил имя в честь вождя мирового пролетариата.

К авиации, говорит, «предрасположен генетически»: отец работал бортрадистом самолёта Ли-2 на Камчатке, а позже переучился на штурмана. Мама тоже окончила курсы ДОСААФ и пошла радиооператором в аэропорт, печатала радиограммы на телетайпе. 
– Когда мне было три года, отец взял меня в полёт на Ли-2. С тех пор я пропал, без неба и авиации жизни своей не представляю, – говорит он. – Поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Правда, пилотом стать было не суждено. На медкомиссии обнаружили шумы в сердце.
Позже оказалось, сбой возрастной, связан с занятиями тяжёлой атлетикой. Как бы то ни было, сделал выбор в пользу профессии бортинженера, о чём ни разу не пожалел. Специалист универсальный – всегда будет при деле.

После института – армия, ВВС, летал на боевых вертолётах. А позже – пассажирских самолётах разных типов в «Дальавиа». Стал специалистом 1 класса. И так вышло, что развал авиакомпании практически совпал с моментом выхода на пенсию.
– Не хватило всего семи часов в воздухе! Пришлось срочно искать возможность наверстать упущенное. Так как авиакомпании, занимающиеся пассажирскими перевозками, в кадрах не нуждались. Вспомнил армейские годы, переучился на вертолёт Ми-8. Всё заново – учёба, зачёты, полёты с инструктором. И совсем другие ощущения – лететь, огибая рельефы земли, сложнее и опаснее, но интереснее, чем на самолёте, – говорит он.
Сделать это удалось благодаря вмешательству врио губернатора Михаила Дегтярёва
26 ноября 2020, 12:30 0

Заработав заслуженную пенсию, решил, что нужно расти, и стал госинспектором по надзору за аэропортовой деятельностью в Ространснадзоре. Потом занимался вопросами развития частной авиации, получил свидетельство пилота-любителя. А сейчас внедряет в Хабаровском аэропорту систему управления безопасностью полётов: совместно с коллегами рассчитывает риски возникновения аварий и предлагает способы их устранения. Благодаря и его, в частности, усилиям, за это время серьёзных инцидентов в аэропорту не возникало.

Всё упирается в бюрократию

Авиатор показывает пухлые папки с документами - переписку с авиакомпаниями, администрациями различных уровней, краевым правительством и даже полпредом Президента России. Идея создать музей под открытым небом возникла в 1990-е годы, когда неравнодушные сотрудники Хабаровского аэропорта сохранили первенца советской реактивной пассажирской авиации – самолёт Ту-104. Его поставили на аэровокзальной площади, но охрану не обеспечили, авиатехнику разграбили.
 – Сколько так погибло ценных для истории региональной авиации машин! – говорит собеседник. – Списанную авиатехнику авиакомпании отдают «под нож». Корпуса из алюминиевых сплавов – на металлолом.
С тех пор начал обивать пороги разных инстанций. Пятнадцать лет борьбы с «ветряными мельницами» и последующий период разочарования. Только спустя 20 лет неожиданно появился положительный пример. Под Благовещенском предприниматель создал «Дальневосточный аэрокосмический музей», куда свёз образцы военной техники, которым грозила утилизация.

Наш герой познакомился с организатором, обрёл поддержку и воспрял духом. Создал «Хабаровский краевой аэрокосмический музей», правда, пока только на бумаге, в качестве некоммерческой организации.
– После долгих поисков определил подходящую площадку на землях сельхозназначения со стороны села Тополево. Этот участок прилегает к территории Хабаровского аэропорта. Таким образом, массивные экспонаты могут прилетать на аэродром своим ходом, а затем отправляться на «вечную стоянку» в музей, – рассказал собеседник.
С помощью опытных коллег создал бизнес-план музея, поставил запрашиваемый земельный участок на учёт в госреестр, прошёл ряд согласований, в том числе и с Росавиацией, и прочее. При участии группы представителей разных министерств края проект был включён в Программу социального развития Хабаровского муниципального района.
 – Осталось несколько бюрократических мелочей, но они могут тянуться вечно, – уверяет Роман. – Надеюсь, мне удастся встретиться с главой региона, на помощь которого очень надеюсь.
В воздухе без двигателя 

Пока решается вопрос с поиском поиском площадки, потенциальные экспонаты ржавеют, рассыпаются, что-то исчезает бесследно. Роман Руденко договорился о передаче музею 12 единиц авиационной техники.

Так, с помощью многочисленных обращений в различные инстанции удалось спасти последний самолёт Ил-62м авиакомпании «Дальавиа». Подобных, в лётном состоянии, почти не осталось. Выпотрошенный красавец авиалайнер, массой около 50 тонн, готовили к порезке, повредили в некоторых местах фюзеляж. Но все это ещё можно залатать.
– А ведь Ил-62 – надёжнейший аппарат! Помню, летели из Москвы в Хабаровск, через час после взлёта отказал один двигатель, продолжали полёт на трёх оставшихся, – уточнил он.
ЭксклюзивОбщество
Некогда сверхсекретный самолёт СССР простаивает на задворках авиаремонтного завода
25 ноября 2020, 10:00 0

Сейчас первый экспонат музея ждёт своего часа на территории аэропорта. Ещё пять единиц авиатехники находятся в малом аэропорту. Это самолёты Ан-2, Ан-28, Л-410 и вертолёты Ми-2, Ми-26.
– Состояние у всех, правда, нерабочее. По сути, остались одни оболочки. Но есть идеи, как постепенно восстановить раритеты, – говорит авиатор. – К примеру, в музее ВВС в подмосковном Монино в своё время собрали больше 200 экспонатов, некоторые из которых напоминали консервные банки. Реанимировали авиатехнику неравнодушные люди: устраняли коррозию, искали по всей стране запчасти, чинили. Надеюсь, что и у нас в Хабаровске среди волонтёров идея найдёт отклик.
Несмотря на то, что площадки ещё нет, Роман Руденко старается «добыть» в коллекцию новые уникальные экспонаты. Так, недавно он узнал, что самолёт Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершил последний в России пассажирский рейс из якутского города Мирный в Новосибирск. Правда, в Новосибирске на «вечной стоянке» уже имеется самолёт этой модели. Теперь наш герой пытается договориться с авиакомпанией, чтобы перегнать раритет в Хабаровск.

Сделать круг над Шантарами

Сохранить советскую авиатехнику, которая летала на Дальнем Востоке, значит пробудить интерес к профессии авиатора, вернуть ей заслуженное уважение и престиж. Сейчас же молодёжь практически не идёт в авиацию. –
Только подумайте, в гражданской авиации СССР было более двадцати учебных заведений. Теперь в два раза меньше, – сокрушается Роман.
К тому же Хабаровск станет привлекательнее для туризма, посмотреть на исторические летательные аппараты будут приезжать жители других регионов страны и иностранцы.

ЭксклюзивОбщество
20 августа в России отмечается День Воздушного флота
19 августа 2017, 15:00 0

В целом Роман Руденко мечтает создать даже не музей, а аэрокосмический технопарк. На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе можно попробовать заказать авиационные аттракционы, которые будут походить на уменьшенные копии действующей авиатехники.

Если найдутся инвесторы, в эксплантатах можно установить симуляторы с имитацией полёта, посетители смогут «воспарить» над Хабаровским краем, например, сделать круг над Шантарскими островами. По мнению Романа Стальевича, также можно реставрировать или собирать конструкции из запчастей когда-то погибших воздушных судов. Лётчикам известны места нахождения останков разбитых лайнеров, которые лежат в таёжных глубинках. –
Помнится, фюзеляж Ли-2 находили в районе имени Лазо, – говорит авиатор. – Уверен, он ещё там. Также важно создать здесь посадочную площадку для частной авиации с центром техобслуживания.
У Романа Руденко четверо детей. Старшая дочь окончила Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации и год работала бортпроводником в «Дальавиа». Порой попадала с отцом в одни рейсы. Сын, кстати, тоже отучился на авиатехника, но решил развиваться в области программирования, разрабатывать мультипликационные проекты.

Небо, могучее и притягательное, тонкой нитью пронзило всю жизнь авиатора. Это то, что по сердцу. В рабочем кабинете стоят модели авиатехники, на которой удалось поработать ему и коллегам по инспекции. Собирает их затяжными зимними вечерами. А ещё приобретает дорогостоящую фотоаппаратуру, чтобы фиксировать в кадре железных птиц.

Кстати, в этом году отмечаются 90 лет гражданской авиации Дальнего Востока. Отсчёт идёт от полёта, когда советский лётчик, Герой СССР Михаил Васильевич Водопьянов выполнил первый рейс на гражданском самолёте по маршруту «Хабаровск – Оха – Александровск».
– Думаю, это повод уделить особое внимание сохранению исторического наследия дальневосточных авиаторов, созданию в Хабаровском крае первого аэрокосмического музея.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме