Главное
Общество, 19 августа, 15:00

«Стюардесс у нас нет, я за них»

20 августа в России отмечается День Воздушного флота

«Стюардесс у нас нет, я за них»
В третье воскресенье августа в России отмечается День Воздушного флота. О том, как работается в воздушном флоте сегодня, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал лётчик компании «Хабаровские авиалинии» Сергей Симак. В мае ему исполнилось 30 лет. Для начинающего авиатора - не слишком молодой, но уж слишком длинным был его путь к мечте.

Летать он мечтал с тех пор, как себя помнит. Поселок Ключи, Камчатка. Отец-военный тогда прокатил сына на Ан-26 и с тех пор небо прочно засело в голове. «Вот не нужно тебе это, отучишься, закинут куда-нибудь в глушь и всю жизнь в тайге проведёшь» - попытался отговорить его папа.

Первая специальность Сергея не была связана с авиацией. Объяснить толком, почему тогда после окончания школы поступил не в летное, а в ТОГУ на «Сервис и туризм» он и сам затрудняется. Но что было то было. На втором курсе как током прошибло: ошибся! Нашел клуб парапланеристов, начал летать, и… в один неудачный момент получил тяжёлую травму, после которой долго восстанавливался.
- Университет я все-таки закончил, не люблю бросать начатое на середине. Из-за сломанной ноги получил отсрочку от армии, а когда восстановился, пришёл в военкомат, там комиссия списала в запас, - рассказывает Сергей. - Как ни пытался доказать, что годен, спорил с ними, но в армию так и не взяли. Летать хотелось, прошёл собеседование на бортпроводника и два года проработал в «Трансаэро».
Разузнал, что и где, поступил в лётное училище в Сасово, под Рязанью, там еще с советских времён вторых пилотов на «Л-410» готовят. Три года отучился, получил диплом и написал резюме в Хабаровск – здесь много друзей, город люблю — сказали, «Приезжайте».

_DSC0053.jpg

Как вспоминает Сергей, после училища первый рейс на Советскую Гавань был самым сложным, голова шла кругом, не понимал, как это всё можно успевать — следить за воздушной обстановкой, контролировать приборы, вести переговоры по радио. Но втянулся, набрался опыта и сейчас каждый полёт превращается в абсолютное удовольствие. Летишь, слушаешь по рации разговоры китайских, японских и американских коллег.

Вернулся из рейса домой, и опять к самолетам, модели клеить, хобби у него такое. А вот семьи нет, пока шел к своей мечте все откладывал. Теперь вот девушка Лена есть, с рейсов его ждет, кстати, дочка вертолетчика.

Когда хобби становится работой, то заниматься любимым делом можно и после возвращения из рейса. По просьбе друзей — и никогда для себя — Сергей собирает авиамодели из пластика, задача тонкая и тщательная. Каждый склеенный шов нужно обработать напильником, чтобы не было шероховатостей, чтобы всё было идеально — и только потом последним этапом покрасить. Недавно закончил работу над «Миг-31» и эксклюзивный сувенир, собранный руками профессионального лётчика, уже отослан владельцу.

самолет.jpg
- В пятницу получаю план на неделю вперёд, перед рейсом надо подготовиться, посмотреть погоду и минимум за час до вылета быть в порту, - описывает свой рабочий график Сергей. - Проверить исправность оборудования, взять прогноз у метеорологов, заправиться топливом, получить груз, дождаться пассажиров, закрыть дверь — и полетели. Стюардесс у нас на «Л-410» нет, я за них, и полётных дней на неделе может быть четыре-пять, но усталости как таковой нет, не надоедает — каждый рейс - разный. Решаешь, как обойти облачность или грозу, справиться с обледенением. И ответственность за людей, — когда летишь, надо не забывать, что ты не один и перед посадкой раньше начать снижаться, чтобы поменьше на уши давило. Мы привыкли, а мало ли, - дети могут лететь...
Бывает, конечно, что и потрясёт, турбулентность чистого неба приборы определять еще не умеют, синоптики могут только предположить на маршруте «воздушную яму» - но с такими отзывами, какие были после недавнего рейса «Аэрофлота», когда самолет трясло так, что пассажиры руки-ноги поломали, Сергею встречаться ещё не приходилось.

DSC05547.JPG
- После посадки я открываю дверь из салона и нередко люди спрашивают, что это было, почему трясло — объясняю, что кучевую облачность обходили, - говорит Сергей. - Зимой атмосфера более стабильная, просто летишь и летишь, особо не болтает, а летом дождь прошёл, солнце поднялось, землю прогрело и пошли образовываться облака. Вот сейчас в Совгавань летали, там трасса над горным хребтом проходит и постоянно вправо-влево. А облака какие! Таких с земли не увидишь. Был случай: выходим из облачности и видим почти настоящий силуэт крокодила или дракона из облаков. Жалко, фотография этого чуда потерялась.

Говорят - плох тот солдат, кто не хочет стать генералом, естественно, Сергею хочется выше пойти, может на «Сухой Суперджет 100» или на «Боинг».
- Мечты о большой авиации никуда не делись, а чтобы стать пилотом «Боинга» или «Эйрбаса» необходим английский, - говорит Сергей Симак. - Язык я знаю на хорошем уровне, спасибо преподавателям ТОГУ, но планку нужно поддерживать высоко, поэтому иногда я включаю компьютер и запускаю «Флайт-симулятор». Это такая детальная имитация полётов, от взлётов и посадок до радиообмена с диспетчерами. В реальном времени общаемся, разговариваем, в этой игре не только любители, в ней часто встречаются реальные диспетчеры и пилоты из других стран, многие тренируются таким образом. Всё по точным общепринятым процедурам, но бывает непросто понять диалект английского, на котором говорит китаец, а в моей работе мелочей не бывает, важно всё.

Сергей вспоминает, как 2004 году познакомился с летчиком, стал расспрашивать: что, как, где учат, тяжело ли поступить:
- А он одно твердит: «Гражданская авиация в упадке, не советую». Он был прав, так тогда и было: в лётных училищах недобор, по 10 человек в группе и та единственная на курсе. Сейчас, к счастью, всё по-другому. Молодежь снова потянуло в небо.

справка

 День Воздушного флота России — профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов и работников авиационной инфраструктуры России — отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме