Транспорт — это основа развития любой территории, особенно нашего просторного Дальнего Востока. И особенно важно, чтобы данная отрасль была обеспечена кадрами. Так, 19 октября 1895 года (по новому стилю) отправной точкой для развития железнодорожного образования в регионе стало открытие в Хабаровске первого на Дальнем Востоке технического железнодорожного училища. Сегодня это учебное учреждение - Хабаровский техникум железнодорожного транспорта, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Старейший из старейших
Сообщение по поводу открытия в Хабаровске первого профессионального технического училища в 1895 году было с восторгом встречено местной общественностью. Сложные и тяжелые заботы по созданию практически на голом месте учебного заведения пали на плечи его первого директора Николая Николаевича Окулова. Выпускник Императорского Московского технического училища, 35 лет от роду, он рьяно взялся за дело.
Он еще до открытия направил прошение Хабаровскому городскому голове о безвозмездном отведении участка земли под учебное здание, общежитие, надворные постройки, гимнастический городок, двор и сад. И такой участок площадью 87500 квадратных саженей в черте города был выделен — там же, на улице Карла Маркса, 55, он находится и сейчас.
Училище являлось открытым учебным заведением и имело целью подготовку техников для железнодорожной службы эксплуатации, а именно: машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа и др. Учебный год был установлен на три года теоретического обучения с последующей двухлетней железнодорожной практикой. Лицам, успешно выдержавшим эту практику, а также испытания в особой комиссии, выдавались аттестаты, дающие преимущественное право перед другими на занятие должности младших инженеров.
За свою историю техникум пережил несколько метаморфоз, побывал даже в качестве Хабаровской школы военных техников, но стал в итоге структурным подразделением и одной из жемчужин Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Техникум, за весь период своей деятельности, подготовил более 35 тысяч специалистов для предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности.
Всегда высокий конкурс
Сегодня Хабаровский техникум железнодорожного транспорта — это передовое учебное заведение системы среднего профессионального образования, где студентов обучают по 12 основным специальностям, востребованным в структуре предприятий железнодорожного транспорта. Рейтинг довольно высок, а в 2010 и 2012 годах техникум входил в число 100 лучших образовательных учреждений СПО Российской Федерации, за что награжден дипломами и золотыми медалями.
Выпускники успешно находят себя в качестве специалистов на тяговых подстанциях, участках контактной сети, ремонтно-ревизионных цехах, вагонно-ремонтных депо, подразделениях локомотивного хозяйства, на должностях диспетчеров, дежурных по станции и многих других направлениях профессиональной деятельности. Высокое качество подготовки студентов обеспечивают квалифицированные педагогические кадры. Все педагоги имеют высшее образование, большинство — значительный профессиональный опыт.
Прием студентов на обучение в техникуме ведется на общедоступной основе, немаловажное значение при этом уделяется целевому обучению. Для этого между Дальневосточным государственным университетом путей сообщения и Дальневосточной железной дорогой заключен договор о сотрудничестве. Согласно договору, техникум готовит необходимых специалистов, а дорога предоставляет студентам возможность прохождения практики на предприятиях транспорта под надзором своих руководителей и наставников, на оплачиваемых рабочих местах, и обеспечивает выпускников работой в соответствии с полученной специальностью.
Не ищут простых путей
По словам Елены Рубцовой, самая популярная специальность, на которую сейчас в техникуме, по итогам прошедшей приёмной кампании, идут охотнее всего, — это «Организация перевозок и управление на транспорте». Студентам, отучившимся на данном направлении, присваивается квалификация техника. При этом работа, которой они будут заниматься, далеко не самая простая, потому что одновременно по сети железных дорог движутся несколько тысяч грузовых и пассажирских поездов. При этом многочисленные железнодорожные станции работают не каждая сама по себе, а тесно взаимодействуя друг с другом.
Очень важно организовать движение поездов так, чтобы они покидали станции и прибывали в места назначения в установленное графиком время. И всем этим надо эффективно и грамотно управлять, командовать. А командовать надо так, чтобы локомотивы и вагоны меньше времени простаивали, а больше и быстрее двигались с высокими скоростями, чтобы перевозили как можно больше грузов и пассажиров. Однако работа эта творческая, предполагающая непрерывный поиск лучших, наиболее быстрых и экономичных решений.
В лабораториях техникума студенты приобретают профессионально важные качества, необходимые дежурному по станции, оператору, поездному диспетчеру. Закрепляют знания, полученные при изучении специальных предметов. Нарабатывают первичные навыки работы с технической документацией, построения графика движения поездов, осваивают регламент переговоров, соблюдение которого является важнейшим условием обеспечения безопасности движения поездов.
Замдиректора также отметила, что не так давно у них в техникуме открылась новая специальность, которая сейчас также набирает популярность у абитуриентов, — это «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Бюджетных мест на неё пока не так много, поэтому и конкурс весьма высок с учётом IT-направленности обучения. Кроме того, востребованы такие специалисты не только на железной дороге, что делает обучение особенно привлекательным.
Первые в «Профессионалитете»
Дополнительные возможности техникуму дало участие в федеральном проекте «Профессионалитет». Одна из главных задач программы — подготовка кадров с учётом реальных потребностей работодателей, что для железной дороги особенно актуально. Так, благодаря «Профессионалитету» выпускник гарантированно получает рабочее место, а предприятие - хорошо обученного сотрудника. Проект подразумевает, что всего за три с половиной года студент освоит требующиеся для высококлассного специалиста знания и навыки, при этом получив большое количество практики. Необходимо отметить, что ХТЖТ приобщился к «Профессионалитету» в числе первых в России — в 2022 году.
Отметим, что в сфере железнодорожного транспорта связь между работодателем и образовательным учреждением никогда не терялась, но «Профессионалитет» позволил «перезагрузить» систему СПО и сделать ее более привлекательной для молодых людей. Так, сейчас в ХТЖТ идёт набор абитуриентов по пяти специальностям: «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электроподвижной состав)», «Электроснабжение», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а также «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».
Благодаря федеральному гранту в размере 100 миллионов рублей от Министерства просвещения Российской Федерации в техникуме обновилась материальная база, открылись новые лаборатории с современными тренажёрами, которые позволяют студентам ещё на этапе обучения попробовать себя в качестве различных специалистов. Кроме того, весь преподавательский состав в связи с переходом на программу федерального проекта прошёл дополнительное обучение и стажировку — процесс этот продолжается и по сей день. Ещё один плюс «Профессионалитета» в том, что студенты гарантированно получают высокооплачиваемую практику и по выпуску — сразу три рабочие специальности.
Передовая база
Хабаровский техникум железнодорожного транспорта может похвастаться своей учебной базой, которая в полной мере оборудована всем необходимым инструментом, — это те технические средства, которые здесь и сейчас применяются на действующих предприятиях. В распоряжении студентов большое количество тренажёров, которые позволяют на практике отработать профессиональные механики без выезда на железную дорогу, в зависимости от компетенции.
С их помощью, например, ребята могут опробовать релейное переключение железнодорожной автоматики, поуправлять из кабины виртуальным локомотивом или мотовозом по воссозданному в электронном виде реальному участку пути или даже поработать на полигоне, имитирующем настоящую железнодорожную стрелку в натуральный размер. На территории ХТЖТ стоит даже настоящий железнодорожный вагон, где студенты отрабатывают практические навыки.