Накануне нового года и Рождества мы все отправляемся по магазинам в поисках подарков. Предлагаемые наперебой скидки и акции только подстегивают наши аппетиты. И мы покупаем, как потом выясняется, много совершенно ненужного.
Можно ли вернуть деньги, отказавшись от товара, как это правильно сделать? Об этом корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» говорит с начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Екатериной Ольховик.
Вечернее платье с ярлыком
Предпраздничный ажиотаж, когда хочется все успеть, часто чреват бессмысленной тратой денег. Доказано, что те, кто покупают подарки заранее, тратят на треть меньше и приобретают действительно нужные вещи. Такие покупатели не заморачиваются по поводу того, как все, только вчера купленное, вернуть назад.
Тем более, часто в магазинах говорят, что вещи, купленные на распродажах и со скидками, обмену и возврату не подлежат. Дескать, продавец уже предоставил вам особые условия, которыми вы не преминули воспользоваться. Так что никаких претензий!
Кандидат экономических наук Михаил Бурик о «Чёрной пятнице», правильных покупках и о «подкованных» хабаровчанах.
27 ноября 2020, 09:30 0
Ничего подобного! Закон о защите прав потребителей никаких исключений на этот счет не делает!
Если вы, придя домой, обнаружили, что купили платье не того размера, цвет вечернего наряда вам совершенно не подходит у вас есть основание обратиться за обменом товара, а в случае его отсутствия требовать деньги в течение 14 дней.
Но товар должен оставаться новым с фабричными ярлыками. Если ярлык не сохранен, увы, уговорить продавца взять ваше платье или свитер обратно вам явно не удастся. Это правило, кажется, уже усвоили все покупатели.
Однако, тут есть исключения, о которых помнят далеко не все. Чтобы не испортить себе настроение накануне праздника, напоминаем, что это правило не распространяется на предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстиль, сложнобытовую технику, то есть телевизоры, холодильники, стиральные машины, компьютеры и смартфоны.
Ни вернуть, ни обменять их нельзя, как и подаренный автомобиль, если он оказался вторым в вашей коллекции. Животных, растения и книги просто так вернуть тоже не получится. Вот если вы обнаружите дефект, тогда другое дело. Все права на вашей стороне.
Товар с явным браком вы имеете право обменять на другой или вернуть деньги. Закон дает десять дней после подачи претензии, чтобы решить проблему мирным путем и удовлетворить обоснованные требования потребителя.
Конечно, легче вернуть товар, если у вас есть чек. Но если чека нет, продавец не имеет права отказать вам принять, к примеру, пуховик назад. Чтобы доказать факт покупки именно в этом магазине, нужно предъявить доказательства, тут возможна копия чека, если товар оплачен с помощью онлайн-банка, и даже свидетельские показания.
Без объяснения причин
Теперь мы все чаще прибегаем к дистанционным покупкам. Именно они вызывают наибольшее количество обращений. Люди жалуются на несоблюдение сроков доставки, качество товара или на то обстоятельство, что получили совсем не те чашки, которые заказывали. Кажется, что в интернет-торговле нет никаких правил, а потому деньги ваши пропали. Ничего подобного!
Эта новая сфера торговли законодательно урегулирована. Скажем, у потребителя есть право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после - в течение семи дней.
Более того, покупатель может вернуть вещь в течение трех месяцев с момента передачи ее, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки. Вот сколько подстраховок для покупателя прописал законодатель!
Часто выясняется, что заказал человек вещь на самом маркет-плейсе, а непосредственным продавцом является ИП, которое арендует у него площадку. Кто виноват?
- Нам звонят покупатели и рассказывают, что не могут добиться положительного ответа, - говорит Екатерина Ольховик. - Люди не смотрят в чек и начинают выяснять отношения с маркет-плейсом, огорчаются, что не удается быстро решить спор. А продавец даже не знает о проблеме. Между тем, именно он несет ответственность за возврат денег. Мы рекомендуем в сомнительных случаях обращаться и к владельцу агрегатора, и к самому продавцу.
Если спор не удается урегулировать в добровольном порядке, восстанавливать права придется в суде.
На что нужно обращать внимание, когда вы заказываете товар?
Конфликт удалось решить в досудебном порядке
30 октября 2024, 13:30 0
- Внимательно изучите информацию о продавце, правила продажи обязывают его размещать о себе всю информацию, в том числе адрес, номера телефонов и электронную почту, - говорит Екатерина Ольховик. - Отнеситесь к покупке со всей серьезностью, посмотрите прежде всего отзывы о товаре, который вы покупаете.
Подарочный сертификат – те же деньги
Часто мы предлагаем друзьям и знакомым самим выбрать себе презент и дарим им подарочный сертификат. По сути, магазин берет ваши деньги в кредит. Человек подарочную карту оплатил, а товар ему на эту сумму еще не отпустили. По закону такое присвоение средств недопустимо.
Никакие внутренние правила магазинов, которые сообщают о невозможности обмена или возврата сертификата, не влияют на возможность воспользоваться им по личному усмотрению – купить понравившуюся вещицу или потребовать деньги.
Существует большая судебная практика, которая доказывает, что отказ вернуть деньги за карточку незаконен. Решение размещено на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) в разделе «Судебная практика», и им могут воспользоваться все покупатели, где бы они ни жили.
Угловой диван по двойной цене
Вообще потребители должны отстаивать свои права до конца, даже если кажется, что шансов привлечь к ответственности безответственного предпринимателя нет.
Недавно в Управление Роспотребнадзора обратилась женщина. Она заказала перетяжку углового дивана. Но в назначенный срок компания работу не выполнила. Пожилая женщина разволновалась, у нее стресс, бессонница. Она ведь внесла задаток, возвращать который предприниматель решительно отказался.
Покупатели имеют право добиваться возврата через суд
13 августа 2024, 15:30 0
Специалисты Управления в суде защитили женщину, обязав вернуть ей задаток, компенсацию морального вреда, неустойку и штраф. Суд постановил в течение десяти дней после вступления в силу решения вернуть диван его владелице. А если компания этого не сделает, то возместить заказчице двукратную стоимость аналогичного дивана, а это 250 тысяч рублей.
Нередко люди обращаются в Управление Роспотребнадзора по поводу работы операторов связи. Связи нет, но перерасчет компания не делает.
– Люди через колл-центры пытаются добиться справедливости, у них ничего не получается, - рассказывает моя собеседница. - А надо письменно обратиться к оператору связи. Таковы правила досудебного порядка урегулирования споров. Начинаем делать запрос в компанию и выясняется, что они ничего не знают, информации от пострадавшей стороны нет. Перерасчет в конце концов сделают, но пройдет много времени. Можно быстрее.