В России необходимо в самое ближайшее время принять закон о вечной мерзлоте. Он нужен для внесения изменений в градостроительные нормы при возведении жилья, транспортных и промышленных объектов на подтаивающих в условиях глобального потепления грунтах в Арктике и в северных районах Дальнего Востока. Такое мнение высказал на сессии ВЭФ «Невечная мерзлота» представляющий Хабаровский край в Госдуме РФ депутат Павел Симигин. Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» сообщает со ссылкой на информацию ФАНУ «Востокгосплан».
- Так и не разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части геотехнического мониторинга. Системную работу по этому вопросу нельзя останавливать! Надо вести государственный мониторинг по всей территории Арктической зоны, и, конечно же, принципиально менять подходы к проектированию объектов и строительству в зоне вечномёрзлых грунтов. Поэтому мы и настаиваем на разработке нового федерального закона «О регулировании хозяйственной и иной деятельности в области многолетней (вечной) мерзлоты». Мы договорились с Минвостокразвития России, что концепция законопроекта может быть уже предложена к концу этого года, - сказал член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Симигин.
Но, как показала практика, не такая уж мерзлота и вечная. Глобальное потепление климата приводит к её деградации. Грунт теряет устойчивость. А ведь поверх постоянно промёрзших слоёв построены целые города, проложены железные и автомобильные дороги, трубопроводы. Таяние мерзлоты чревато разрушениями зданий, на магистралях грунты начинают проваливаться или вспучиваться. Это чревато крупными авариями.
- Но я говорю, не надо бояться этого процесса, состоянием мерзлоты нужно управлять. То, что на государственном уровне это понимают, уже отличная новость. Понимают это и в ОАО «РЖД». В Верхнебуреинском районе на перегоне Амган – Шугара оборудуется система постоянного автоматического мониторинга оснований железнодорожной насыпи на многолетнемёрзлых грунтах. Особые датчики через определённые интервалы погружены вдоль насыпи на глубину и по оптическому волокну передают данные о том, насколько прочно основание под железнодорожным земляным полотном, - говорил в интервью нашему изданию заведующий кафедрой «Мосты, тоннели и подземные сооружения» ДВГУПС, доктор технических наук, профессор Сергей Кудрявцев.
По финансовым оценкам экспертов, ущерб от таяния мерзлоты в России к 2050 году может составить порядка 7 трлн рублей. Чтобы не допустить этого, необходимо готовиться уже сейчас.