Прогуливаешься по берегу Амура и нет-нет да обратишь внимание, что волны выносят на сушу всякий мусор. Пакеты ли, фантики от конфет, консервные банки, бутылки. Кто-то идёт мимо, а кто-то вдруг задумается о будущем и о природе и решит, что ему под силу изменить мир вокруг себя. Как, например, хабаровчанка Оксана Ситникова, которая увлеклась фьюзингом. ИА «Хабаровский край сегодня» погрузилось вместе с мастером в необычное хобби.
Печь не для вкусностей
Осколки стекла попадались химику-экологу и во время прогулок, и по долгу службы этот материал часто встречался в пробах почвы, что приносили на анализ, – а ведь он, не меняя состава, способен пролежать в земле более тысячи лет! «Непорядок», – покачала головой девушка и решила бороться с загрязнением творчески. В её лаборатории что-то осаждается в колбах, озоляется – привычная рабочая атмосфера. Освоить плавку стекла, как казалось, химику-экологу будет просто: нагрел кусочек до расплавления, охладил – и вот он, «фьюзинг». Вышло всё не так, и в освоении этой технологии хабаровчанка только в начале пути уже миновала одну из ловушек: повезло с муфельной печью, что стояла на работе.
– Все хотелось в ней что-нибудь расплавить, и хорошо, что меня что-то вовремя остановило, а иначе бы испортила оборудование – ведь именно эта печь для спекания стекла не предназначена, – смеется собеседница. Без специального покрытия расплавленный материал, словно мед, растекся бы внутри, проник в мельчайшие щели и застыл.
Любопытство учёного-химика никуда не ушло и только подогревалось воспоминаем об экскурсии в выставочный зал фабрики в Сеуле, где она и купила своё первое украшение из стекла. Позже нашла единомышленников и на российском Дальнем Востоке. Работают с этим материалом в трех основных техниках. «Холодное стекло» – это известные всем классические витражи. То есть в печь стекло не попадает, его режут, шлифуют, обматывают медной лентой и спаивают паяльником. «Теплое стекло» уже подразумевает работу с высокими температурами в 600-800 градусов. Это и есть фьюзинг, при котором материал спекается, становится однородным, и металлическое соединение при этом не нужно. «Горячее стекло» – техника, выполняемая при 1100-1200 градусах, в такой работают, например, стеклодувы, или существует отдельное направление творчества – лэмпворк.
– Фьюзинг очень заинтересовал, правда, «входной билет» в это творчество очень дорог: сотни тысяч рублей только на специальную печь и инструменты, художественное стекло тоже не из дешевых, – говорит Оксана. – Вероятно, поэтому данное ремесло не развито здесь, хотя оно и очень увлекательное. Мне повезло: одна девушка уезжала из Хабаровска и в сжатые сроки продавала свою мастерскую. Вот и начала эксперименты – вместе с оборудованием достался запас разных стекольных осколков. И кто бы подсказал, какие из них можно спекать между собой?
Одна из управляющих компаний пошла на эксперимент с продукцией из вторсырья
01 июня 2021, 14:00 0
Полезное с красивым
Сплав стекла процесс не быстрый, на изделие уходит более суток, и жаль, если поделка выходит с трещиной – такую только на очередную переработку. Проявиться сколы могут не сразу, а через день-два, месяц. Все потому, что предварительно нужно учитывать напряжение материала, у каждого стекла свой коэффициент расширения. Работа методом проб и ошибок, перенять опыт особенно не у кого, качественная литература по большей части на английском языке. Но тягу творить не унять, а образование и скрупулёзность химика – хорошее подспорье: Оксана работала на заводе «Дальхимфарм», где анализировала лекарства, а там точность очень важна. Позднее исследовала воду, почву, воздух, промышленные и сточные отходы – и вот поняла, что весь этот опыт пригодится и во фьюзинге. Та же температура плавления: запекать материал советуют при температуре 650-670 градусов. Казалось бы, возьми число посередине – не прогадаешь, но нет, тут важно всё, и мастерица отсчитывает показатели вплоть до одного градуса.
Среди работ хабаровчанки – часы, панно, менажницы, тарелки. И все имеют отдаленную форму бутылки. Но в этом нет ничего удивительного: новые изделия – как раз и есть сосуд в прошлом. Так Ситникова дает стеклу вторую жизнь.
– В бутылочном фьюзинге я не первопроходец, просто надо на чем-то экспериментировать, а бытовое стекло доступнее художественного. Ещё: стекло засоряет природу, а переработкой его у нас занимаются не массово, поэтому вот такой мой посильный вклад в экологию, – подчеркивает собеседница.
Друзья, узнав про увлечение девушки, заглядывают в гости непременно со стеклом, и коллеги присылают фотографии – мол, такая сгодится? Вот и выясняется, что только у зеленых бутылок оттенков около двух десятков, а есть и крайне редкие, как «морская волна на глубине».
– Принесли однажды бутылку с тремя синими оттенками, удивилась такой красоте и решила спечь. А так как во время процесса открывать печку нельзя, на выходе всегда сюрприз, и по истечении суток сосуд стал прозрачным – это не стекло было интересного цвета, а всего-навсего пленка, которая выгорела, – вспоминает мастерица.
Порой процесс затягивает Оксану Ситникову на целый день: за окном давно стемнело, стрелки часов отшагали 23.00, а она все еще что-то усердно вырезает – панно-мозаику для балконного стекла, елочные фигурки – снежинки из бытового стекла, тигров – и каждое изделие уникально, ведь штамповки нет, а значит – это единственный и неповторимый предмет интерьера.
Больше чем увлечение
– Наверное, тут еще и дотошность химика сказывается, – смеется собеседница. – Ведь мне интересно не только то, что получается, но и почему получился именно такой эффект. В будущем хочу изучить дополнительные техники фьюзинга, с температурой выше и другим оборудованием, за счет чего можно добиться эффекта литья.
Из отходов получаются востребованные в строительстве полистироловые слитки
22 ноября 2021, 12:35 0
Сейчас Оксане приходится делить творческую обстановку с домашней, но она шаг за шагом идет к открытию собственной мастерской. Туда уже можно звать всех желающих узнать о фьюзинге не из статей в Интернете, пробовать себя в деле – знакомиться со стеклом, точить, сплавлять в единую композицию. Возможно, это будут индивидуальные занятия, а может, и мастер-классы с небольшими группами – для Ситниковой фьюзинг из хобби превратится в основную деятельность.
– И эколог еще во мне не спит, он очень хочет воплотить одну идею, которая донесла бы людям: природа наша очень хрупкая и нуждается в заботе. Думаю выложить на окне общественного здания мозаику из стекла, дерево с раскидистой кроной, и сопроводить это табличкой, что все это создано из обычных бутылок, – говорит Оксана Ситникова.
После двух лет занятий фьюзингом мастерице удалось в этом году завоевать «золото» международного фестиваля-конкурса «Грани таланта» в номинации «Декоративно-прикладное творчество». Что только не представили художники на суд: и изделия из бисера, и ковку, – но панно-мозаику Оксаны из кусочков расплавленного бутылочного стекла отметили среди многих и многих работ.