Александр Цыганов рассказал ИА «Хабаровский край сегодня», что не любит, когда его называют автоколлекционером или реставратором. По его мнению - это либо о чудаковатом миллионере, либо об узкоспециализированном предпринимателе.
Всё началось с мопеда
- Я просто обычный пенсионер, в гаражах которого собраны необычные раритеты. Таких гаражей у меня шесть по всему Комсомольску, - говорит Александр, обводя рукой помещение, полностью заставленное мопедами, мотоциклами и автомобилями. – Это самый свободный. В остальные не так-то просто попасть, так они сильно заставлены техникой. Да и в этом, чтобы пустить вас внутрь, пришлось с помощью ребят перетаскивать Toyota Tercel 1979 года.
Да, в коллекции, назовем её все же так, Цыганова встречается не только советская техника. Упомянутая «Тойота» была куплена недавно и представляет собой вполне рабочий аппарат. Таких в Хабаровском крае больше нет, да и на всю Россию, возможно, единицы.
Но все-таки основную часть парка Цыганова составляет советская техника.
- Началось все с мопедов и велосипедов. С детства испытывал к ним тягу.
Теперь у Цыганова есть все мопеды, бегавшие в СССР, начиная с 50-х годов. А это не только советские «Рига», «Карпаты», «Дельты», но и иностранные модели, как, например, привезенный военными из ГДР Simson.
Со временем стали появляться и более взрослые модели, такие, как мечта советского байкера мотоцикл МВ-750М «Днепр» 60-х годов с люлькой, выменянный на автомобиль. Или черный классический дорожный мотоцикл ИЖ-49 50-го года выпуска с характерной ручкой переключения передач на бензобаке.
Всего же в технической части коллекции около 100 экземпляров - это 20 автомобилей, 50 мопедов и велосипедов. Даже затесалась редкая детская педальная машинка «Чайка», выпускавшаяся в Ленинграде всего год в начале 70-х. Есть и советский велотренажер.
Имеются и 3 трофейных «Опеля», в разной степени собранности 1937, 1938 и 1940 года производства. Один даже стоит на учете в ГИБДД. Есть идея восстановить один из них к юбилею Победы.
С миру по нитке
- Парк пополняется разными путями, где-то ищешь редкую модель сам, где-то, наоборот, владельцы выходят на меня. Вот этот «горбатый» «Запорожец» на данный момент у меня самый любимый экспонат, я за ним гонялся года два и, наконец, он сам нашел меня. Владелец-комсомольчанин вышел на меня, и цена была приемлема
Цыганов любовно похлопывает по крыше видавшей виды малолитражки. И рассказывает, как в советское время такие автомобили были незаменимыми помощниками в семье, особенно при поездках на дачу.Помимо колесной техники у Александра Цыганова собраны и другие свидетели ушедшей эпохи.
ЭксклюзивНаш край
Елена Галеева из Солнечного планирует открыть частный музей игрушек
15 июля 2019, 17:00 0
- На самом деле, если говорить по деньгам, самая дорогая вещь в этом гараже - вот эта швейная машинка Singer. Очень редкая модель. В свое время мне за неё предлагали новый «Лэнд Крузер», но я отказался.
Особняком – кино- и фототехника. Как, например, настоящая фотолегенда и, по мнению любителей фотографии, вершина творения немецкой компании Ihagee из Дрездена - зеркальный фотоаппарат 30-х годов Exakta. Именно этим аппаратом орудовали фронтовые корреспонденты германского вермахта во время Второй мировой войны.
Сильно спрятаны
Александр Цыганов - бывший сотрудник правоохранительных органов, имеет взрослых дочерей, которые давно замужем. Всю жизнь он испытывал огромное уважение к своему деду Александру Ефимовичу, прошедшему Великую Отечественную войну и многие годы отдавшего службе в милиции. Поэтому на втором этаже основного гаража висит милицейский китель деда, увешанный медалями и орденами. И выйдя на пенсию, он решил посвятить себя собранию и восстановлению советской истории того периода, в котором жил и работал его дед и которое пришлось на детство Александра.
А в дань уважения всем ветеранам, которые посвятили свои жизни охране правопорядка или спасению жизней, Цыганов на протяжении пяти лет готовит автопамятники.
С 2014 года он восстановил 10 автомобилей специальных служб, использовавшихся в советское время, 8 из них превратились в памятники, другие ушли в музеи.
Конечно, на все нужны деньги и пенсии не хватает. Поэтому на выручку приходит старенький грузовичок, на котором Александр калымит перевозкой, да добрые люди стараются помочь – деньгами или делом: кто предоставит мастерскую, кто покрасит автомобиль, кто сварит. Один хороший знакомый выступает экспертом и определяет действительно редкие экземпляры.
- Очень редкие машины есть в Хабаровском крае, но они очень сильно спрятаны, так как единичные и дорогие. Хотя те же советские мопеды, которых сейчас еще хватает, через какое-то время тоже будут большой редкостью.
Некуда девать
- Надо, чтобы коллекции типа моей не пылились по гаражам и чердакам, а были доступны людям. Для этого надо создать выставочные павильоны, где бы эта техника могла бы выставляться.
Прежде всего, это история страны и очень важно сохранить её для следующих поколений. Была идея подарить экспонаты городу в краеведческий музей. Но музею их некуда девать - нужны дополнительные помещения.Обещали помощь ещё при экс-мэре Климове, но по факту ничего не сделали. Сейчас у Александра есть большое желание встретиться с нынешним мэром города Александром Жорником, чтобы обсудить эти вопросы.