Главное
Общество, 23 октября, 11:00

На Севере России оживает «Мертвая дорога»

Северный широтный ход повторит большую сталинскую стройку

На Севере России оживает «Мертвая дорога»
В российском Заполярье в ближайшие годы может быть проложен Северный широтный ход, железнодорожный путь от Оби и Салехарда до Надыма, один из самых масштабных транспортных проектов, стоимость которого уже оценивают более чем в 200 млрд рублей.
Проект во многом повторяет маршрут почти проложенной в середине прошлого столетия Трансполярной магистрали: одной из последних больших «сталинских» строек, известной как «Мертвая дорога», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».

Великая северная мечта


Идея создать в русском Заполярье железнодорожную магистраль, которая позволила бы объединить порты и населенные пункты на гигантской территории от Баренцева до Карского моря, вынашивалась с начала XX века.

Самый амбициозный из вариантов предполагал маршрут от Мурманска до Татарского пролива, то есть практически до Владивостока. Идеологом большинства проектов был, как ни странно, не инженер или путеец, а арктический живописец и по совместительству исследователь Арктики Александр Борисов.

Вернулись к идее железнодорожного пути от Мурманска до Дальнего Востока уже в конце 1920-х годов, однако тогда строительство не состоялось: имевшиеся ресурсы предпочли бросить на развитие Севморпути.

А в 1947 году было принято решение к строительству железной дороги в Заполярье все-таки вернуться — правда, речь шла о значительно более ограниченном участке, от Чума (город на Оби, недалеко от Салехарда), через Надым и Новый Уренгой, до расположенной на Енисее Игарки.
Общая протяженность магистрали должна была составить больше 700 км (столько же составляет и протяженность Северного широтного хода, который фактически повторит ее маршрут) в условиях тундры и вечной мерзлоты.

ЭксклюзивЭкономика
Запуск строительства моста на Сахалин даст мощный толчок краевой экономике
30 августа 2018, 09:00 0

С танком вместо трактора


Считается, что инициатором был лично Иосиф Сталин. Предполагалось, что дорога поможет развить порт Салехарда, фактически превратив его в «дублера» Мурманска. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, она должна была обеспечить «запасной» выход к Арктике — в памяти еще свежи были годы войны, когда северные порты стали важнейшим каналом связи с союзниками.

Строительство вели в авральном режиме — по воспоминаниям современников, первые работы начались спустя пару недель после того, как было подписано постановление правительства.

И это при том, что Полярный Урал, юг полуострова Ямал и побережье Обской губы на тот момент считались едва ли не самыми малоизученными районами страны. Даже предварительных изысканий, положенных в этих случаях, на предполагаемом маршруте в полной мере провести не успели.

На строительство были брошены заключенные ГУЛАГа, однако и переброшенные на север сотрудники инженерных служб оказались в условиях, которые немногим отличались от условий лагерников.
«Вокруг снега по пояс, зима в разгаре. Наша изыскательская партия нашла за окраиной поселка, в тундре, вроде бы подходящую площадку. Провели нивелировку, разметили колышками и в центре поставили фанерную табличку «Площадка будущей станции Салехард», — вспоминал бывший главный инженер, а затем начальник 501-го строительства Жигин.

Не хватало ни специалистов (их в конце концов начали набирать из числа заключенных), ни техники — вместо тракторов строителям приходилось использовать старые танки БТ, с которых снимали башни, а в роли мотодрезин выступали поставленные на рельсы полученные по ленд-лизу студебекеры.

Только за время первой навигации к местам строительства, по архивным данным, доставили больше 10 тыс. человек. Строительство велось шесть лет — с 1947 по 1953 год. Пережившие лагеря говорили о жестоких морозах (до минус 40 — минус 50 градусов зимой), сильных ветрах и голодной таежной мошке, которая мучила людей летом. Всего, по разным данным, за это время погибли от 100 до 150 тыс. человек — однако точной информации о количестве погибших нет.

Во многих документах Трансполярная магистраль упоминается как объекты строительства № 501 и № 503 (строительство велось с двух сторон).


Безымянный.png


Несмотря на то что замысел, а главное, заявленные сроки, с самого начала казался нереальным, к весне 1953 года строителям оставалось проложить лишь несколько десятков километров дороги под Новым Уренгоем. Почти 700 км рельсов уже были проложены — правда, качество полотна оставляло желать лучшего.

Но весной 1953 года умер Иосиф Сталин — главный идеолог стройки, — и вскоре работы решено было законсервировать.

Часть построенных путей продолжили использовать, однако большинство объектов приходило в запустение. Колеи поросли деревьями, насыпи проседали, рельсы покосились, а в некоторых местах не сохранились вовсе. И тем не менее, десятилетиями сохраняясь в условиях такой естественной консервации, «Мертвая дорога» оставалась молчаливым «живым» памятником труду ее строителей и фактически «стихийным» музеем под открытым небом.

Музей под открытым небом

— Объекты, сохранившиеся от 501-й стройки, это, во-первых, железнодорожный путь (с разъездами) между городами Надым и Салехард, представляющий собой величайшую в мире коллекцию рельсов производства Российской империи, СССР, США, Германии, Австрии, Чехословакии, Италии, Люксембурга и др. стран начиная с 1879 по 1948 год (все годы без исключения), — рассказывает Вадим Гриценко, историк, краевед и ведущий эксперт «Научного центра изучения Арктики».

Среди наиболее интересных объектов, по его словам, также сразу несколько мостов, остатки лагерных пунктов и административных помещений. На их базе сейчас планируется создать сразу два музея.

Комплекс под открытым небом, включающий в себя остатки лагерного пункта № 93, должен появиться у бывшего железнодорожного разъезда Щучий, на 43-м км автодороги Надым–Салехард.
— В данный музейный комплекс планируется включение руинированных, реставрированных и реконструированных объектов, в числе которых проволочные ограждения, вышки охраны, штрафной изолятор, жилой барак заключенных, вахта, котлопункт, конюшня, собачник, помещения для охраны и т.д. В исторически реконструированном бараке планируется размещение экспозиций, — объяснил он.

По словам Вадима Гриценко, сейчас добраться до разъезда Щучий довольно просто: к нему ведет отсыпка от новой автомобильной дороги, а первые 60 км от Надыма в сторону Салехарда можно проехать по асфальтированной дороге (речь идет об одном из участков новой арктической трассы Надым–Салехард).

Этот проект пока, впрочем, находится в стадии разработки.

Второй музей расположится на одной из бывших станций магистрали — Ярудей. Сейчас от пристанционного поселка сохранилось два жилых типовых офицерских дома, каждый из которых рассчитан на две квартиры. Их, по словам автора концепции музея, активно посещают приезжающие в Надым туристы, однако охраной и сохранением здания занимаются общественники. Завершить создание музея планируется к концу 2018 года.

дорога-2.png

Защитный статус


Проложенная ранее ветка Трансполярной магистрали облегчит путь строителям Северного широтного хода.

Однако строительство неизбежно поставит под угрозу часть объектов: большинство из них никогда не имело официального «защитного» статуса, но в условиях безлюдья он им и не требовался. Между тем развитие транспортной инфраструктуры в Арктике хотя и открывает туристам доступ к местам памяти, одновременно ставит под угрозу их сохранность — по крайней мере в текущем состоянии.
— Маршрут нового железнодорожного пути во многом совпадает с маршрутом «Мертвой дороги». Уже в процессе строительства арктической автодороги очень многие объекты были уничтожены, другие продолжают уничтожаться. Строительство железной дороги ускорит этот процесс, — заключил Вадим Гриценко.

Именно поэтому для сохранения некоторых из уцелевших артефактов теперь так важно получить музейный статус. Тем более что угрожает уцелевшим до сих пор постройкам и само время — если за их сохранностью не будут следить специалисты, «живая память» об одном из самых тяжелых, но и героических этапов истории севера может обратиться в прах.

Напомним, в Хабаровском крае начались изыскания по проекту, повторяющему еще одну заброшенную великую сталинскую стройку. Речь идет о железнодорожном мосте на Сахалин.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме