Главное
Общество, 09 октября, 17:00

Кто и как следит за состоянием мостов в Хабаровском крае

Обрушение пролётов на поезд в Приамурье вызвало вопросы к специалистам

Кто и как следит за состоянием мостов в Хабаровском крае

Сегодня, 9 октября на станции Свободный в Амурской области автомобильный мост обрушился на железнодорожный состав. Инцидент на Транссибирской магистрали  вызвал вопрос: кто и как следит за состоянием подобных конструкций? Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» выяснил это на примере Амурского моста, которому уже больше ста лет.

«Амурское чудо», как называют мост через Амур у Хабаровска, в зоне ответственности двух ведомств - Межрегиональной дирекции по дорожному строительству в ДФО (ФКУ ДСД «Дальний Восток») и железной дороги. Конструкция совмещённая, по нижнему ярусу идут поезда, по верхнему – автомобили.

- Все искусственные сооружения рассчитаны на срок службы в 100 лет. Ещё на стадии проекта инженеры определяют ресурс моста, исходя из климатических особенностей местности, интенсивности движения транспорта по нему и характеристик материалов. Есть строгие нормативы: обязательный ремонт не реже одного раза в 24 года, а раз в 40 лет капитальный ремонт, - сказал начальник отдела дорожных сооружений ФКУ ДСД «Дальний Восток» Константин Ермишко.
Каждый мост на федеральных трассах «Уссури», «Восток» и «Амур» в Хабаровском крае находится в зоне ответственности ФКУ ДСД «Дальний Восток». Всего таких 95, включая «Амурское чудо». За состоянием каждого сооружения следит строительная компания в рамках долгосрочных государственных контрактов.

 
Пока ЧП в Амурской области не повлияло на график движения ДВЖД
09 октября 2018, 14:45 0

Постоянный осмотр моста происходит раз в 10 дней. Выявленные недостатки записывают в журнал. Даже выбоина в асфальте может туда попасть – ей присваивают адрес и ставят жёсткий срок для ремонта. Если подрядчик не исправит проблему вовремя, то потеряет контракт и гарантированную на 5 лет работу.

- Периодические осмотры более строгие и тщательные: диагностику и оценку состояния мостов специальные комиссии проводят дважды в год, как правило, после весенних паводков и в период подготовки к зиме, - уточнил Константин Ермишко.
Эксперты оценивают все конструкции и определяют статус объекта: он находится в хорошем, удовлетворительном, неудовлетворительном, предаварийном или аварийном состоянии. Каждому режиму – свои рекомендации по ремонту или реконструкции и по режиму эксплуатации. Все дефекты вносят в паспорт моста и в Книгу мостов России.

Кроме того, автодорожники в ближайшее время планируют привлечь к вопросам безопасности дорог и мостов обычных граждан. Вдоль трасс установят баннеры с телефонами диспетчеров - им можно будет сообщить о ямах или ухабах.

Запас прочности

У железнодорожников внимание к мостам более трепетное: обходчики осматривают сооружения и все их части, балки, рельсы и прочие детали ежедневно. Найдётся где-то открутившаяся гайка или болт – дефект исправляется на месте, следует звонок диспетчеру с указанием точного места выявленной проблемы.


1.jpg

Раз в неделю мост обследует бригадир, дважды в месяц - мастер участка. Он к проверке подключает приборы - толщинометр, нивелир, линейки и рулетки.

- Главные враги металлоконструкций - вода и влажность, поэтому самое пристальное внимание к состоянию лакокрасочного слоя. После весенних паводков и перед зимой комиссия исследует все стыки и узлы моста, включая самые труднодоступные, выявляет и даёт команду на устранение всех дефектов, счищается ржавчина и идёт подкраска проблемных участков, - говорит начальник хабаровского участка Дальневосточной дирекции инфраструктуры структурного подразделения ОАО «РЖД» Владимир Куманеев
По принятым в РЖД стандартам, мосты полностью перекрашивают раз в 8-10 лет. Но Амурский в последний раз красили в 1998 году. Тогда конкурс выиграла итальянская компания, которая так сделала свое дело, что покрытие до сих пор как новенькое.

Мост - на пенсию

Профессионалы под словами «ремонт» и «реконструкция» подразумевают совершенно разные по масштабам процедуры. В первом случае работы не затрагивают конструктивные элементы. На мосту можно поменять асфальт, заменить одну или несколько балок пролёта, установить другие перила или устроить новый водоотвод.

- Реконструкция может предполагать полную перестройку моста, включая установку новых опор и замену всех балок, - объяснил Константин Ермишко. – К примеру, на федеральной трассе «Уссури» Хабаровск-Владивосток в прошлом году строители закончили реконструкцию моста через реку Хор.
В паводок этот участок всегда затапливало. Сначала сделали дамба, а потом дорожники обновили и мост: нарастили опоры, заменили балки, устроили другие подходы. Прежним остался только центральный пролёт – экспертиза признала его состояние удовлетворительным. Сейчас хорский мост стал выше и обеспечивает безопасное движение, даже когда на реке «большая вода».

Реконструкцию прошёл и Амурский мост, отработавший положенный срок с 1916 года и отремонтированный после Гражданской войны. Отступающие от японских интервентов партизаны тогда взорвали несколько пролётов, и движение по Транссибу прервалось на несколько лет.

Учёные из нескольких советских институтов ещё в 1980-х годах проверили его состояние и выявили, что опоры находятся в удовлетворительном состоянии, а вот пролёты и арки оказались дефектными. Был разработан проект реконструкции, мост стал комбинированным железнодорожно-автомобильным.

2.jpg

Работы начались в 1992 году, в итоге этот сложнейший инженерный объект из сотен тысяч тонн металла, камня и бетона стал символом Хабаровска. Единственная оставшаяся от «царской» эпохи металлическая ферма теперь главный экспонат музея Амурского моста.
- Судя по данным исследований, Амурский мост до ближайшей реконструкции простоит ещё 60 лет, а то и все сто, - говорит Владимир Куманеев. – Понятно, что за его состоянием необходим постоянный контроль, и уверяю вас, он ведётся постоянно и очень дотошно.
Свою долю в содержание и надзор за состоянием «Амурского чуда» вносят и специалисты ФКУ ДСД «Дальний Восток»: в 2016 году в их зоне ответственности был проведён масштабный ремонт, включающий замену асфальтового покрытия.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме