Главное
Общество, 26 февраля, 17:00

Хотим еще ужесточить правила приема - председатель Союза журналистов РФ

Владимир Соловьев – о том, кому стоит идти в профессию

Хотим еще ужесточить правила приема - председатель Союза журналистов РФ
Участник Дальневосточного медиафорума, который проходит сейчас в Хабаровске, новый председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Хабаровский край сегодня» о том, чем определяется профессионализм журналиста.

- Владимир Геннадьевич, сегодня на полях медиафорума вы рассказали его участникам, как стать членом СЖР. Прежде, чем кандидата рассмотрят, он должен представить две характеристики от действующих членов Союза журналистов. Для чего такие требования?

- Мы хотим сделать так, чтобы билет члена СЖР имел вес журналистского удостоверения. Даже если человек не работает в данный момент в СМИ, но он состоит в СЖР, люди вокруг будут понимать, что этому человеку журналистским сообществом выдан знак качества. Будут понимать, что это профессиональный журналист, знающий свои обязанности и владеющий в совершенстве необходимыми навыками. И будут понимать, что он знает моральный кодекс журналиста и понимает всю меру ответственности.

Поэтому в устав внесены эти пункты. Мы жестко собираемся фильтровать кандидатов, чтобы к нам не попадали случайные люди.

Единственный нюанс – региональные отделения могут вносить свои коррективы в уставы, и, возможно, где-то условия чуть мягче. Наши отделения имеют достаточно большую самостоятельность.

В московском отделении, конечно, проще найти людей, которые уже пять или более лет состоят в СЖР, и попросить их рекомендацию. Хотя и у нас бывают ситуации непростые. Я до последнего времени возглавлял службу документальных фильмов телеканала «Россия», и когда мой заместитель решил вступить в союз, он очень долго среди сотрудников ВГТРК искал тех, кто состоит в СЖР достаточно давно. Он одного только нашел, второго – в газете «Известия».
Мы даже хотим еще ужесточить нормы приема. Может быть, прозвучит высокопарно, но, на мой взгляд, члены СЖР – это элита журналистского сообщества. Это самые влиятельные люди в своем регионе, это лидеры мнений. Поэтому не хочется, чтобы в профессиональное объединение попадали люди случайные. При этом хочется, чтобы к нам попадало и как можно больше молодых людей, и чтоб приходили руководители СМИ.

Раньше союз был сильно ориентирован на районные газеты. Но, поскольку и времена другие, и я сам телевизионщик с тридцатилетним стажем, то я уж братьев телевизионщиков и радийщиков буду подтягивать. И, кстати, сейчас очень многие известные телеведущие, комментаторы звонят мне и спрашивают, как вступить в союз. Это очень радует.

- Раз вы говорите о том, что отбираете профессионалов, что вы сами в это понятие вкладываете? И обязательно ли, на ваш взгляд, журналисту иметь профильный диплом?


- Образование специальное необязательно, но, конечно, желательно. Очень много ведь работает в журналистике уважаемых коллег, имеющих совсем другое высшее образование или даже не имеющих никакого. Но при этом они блестяще пишут, говорят, выступают в эфире.

Думаю, что научить писать и говорить талантливо практически невозможно. Это должно быть заложено свыше, наверное. А дальше можно только отшлифовать, огранить этот талант высшим образованием, чтобы он заблистал.

Ну а критерии профессионализма, на мой взгляд, достаточно просты: уважение читателей, зрителей и слушателей, плюс уважение в коллективе. Потому что в любой редакции все же знают, кто хорошо работает, кто хорошо пишет и говорит, а кто – не очень. Все достаточно просто.

- Вы сказали, что рассчитываете на привлечение молодежи в ряды СЖР. А можете сказать, чем стоит руководствоваться юношам и девушкам, которые решили идти в журналистику?


- Сейчас так много жанров в этой сфере. Можно на радио пойти, можно расследования писать, а кому-то интересно выйти на телеэкран и стать любимцем публики. Здесь каждый может найти свою стезю. Если человек попробовал, и получает удовлетворение от этой работы, то ему и надо заниматься этим.

У меня так было – я в восьмом классе увидел свой первый фоторепортаж и заметку в газете за своей подписью, да еще и получил первый небольшой гонорар. На это подсаживаешься, и остановиться трудно.
Если есть внутреннее ощущение, что ты хочешь искать интересные факты, хочешь рассказывать обществу правду, хочешь приносить пользу обществу, то тогда прямая дорога в журналисты.

- Как считаете, блогеры способны заменить профессиональных журналистов на медиарынке?


- Блогеры никогда не заменят профессиональных журналистов! Популярность блогера, как правило, коротка: год – два и все. И в основном они не занимаются ни социальной, ни политической тематикой, а занимаются рекламой. 90% блогеров – это такие девочки, которые рассказывают, как они утром проснулись, что на себя одели, что пошли покупать.

Очень мало кто пишет о политике, о социальной проблематике, берут интервью как тот же Дудь (хотя лично я его как интервьюера не считаю суперпрофессионалом).

Блогеры никогда не заменят журналистов и журналистику. А те, кто работает в социально значимом или политическом поле, это, как правило, бывшие журналисты, которые разочаровались в своих изданиях и сформировали такое ответвление.

- СЖР игнорирует блогеров?


- Все-таки блогеры работают по принципу «ОБС» - «одна баба сказала». Поэтому блогер никогда не станет членом Союза журналистов.
  
Понимаете, те самые «фейк–ньюс» - понятие, привнесенное с легкой руки Дональда Трампа, - вещь ужасная. И только профессиональные журналисты несут ответственность за свои слова. Ни блогер, ни просто какой-то школьник, выложивший фото или видео, не несут ответственности. Спрашивают всегда с профессиональных журналистов – правда ли это. И мы именно так должны общаться со своей аудиторией, чтобы по любой новости за уточнением обращались к нам, к профессионалам.

Но хочу отметить – мы и с блогерами стараемся работать, привлекать к сотрудничеству, заинтересовывать конкурсами, например.

- Сейчас массово набирают популярность разного рода Telegram – каналы. Они ведь тоже работают по принципу «одна баба сказала»: публикуют информацию со ссылкой на «конфиденциальные источники», и часто подача похожа на банальные сплетни, но их читают. Что про это скажете?


- Про них тоже скажу, что у них короткая жизнь, как и у блогеров. И, кстати, их популярность уже пошла на спад. Наверняка скоро появится что-то другое, скорее всего, в варианте видео.

Вообще интернет – это такая большая помойка, куда сливается все что угодно. И найти там можно и слухи, и сплетни, и порнографию, инструкции по изготовлению бомб. Это определенная ниша, но это не средство массовой информации. Это средство вброса информации, и нормальные люди на это не реагируют. Основные факты все равно черпаются из официальных СМИ.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме