Казалось бы, тема телефонных мошенников или обмана через Интернет уже оскомину набила. Ни дня не обходится без сообщений об очередных жертвах аферистов. И вроде бы и полиция, и прокуратура, и банки постоянно дают разъяснения, как вести себя в случае звонка якобы сотрудника правоохранительных органов или службы безопасности кредитной организации. Но случаев обмана меньше не становится. В чём же дело и как в краевой столице противостоят кибераферистам, в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал временно исполняющий обязанности начальника городского управления МВД России полковник полиции Андрей Кокорин.
- Андрей Викторович, какова динамика совершения преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий? Такое ощущение, что едва ли не ежедневно случаи телефонного мошенничества происходят.
- Да не едва ли, а именно ежедневно. В Хабаровске каждые сутки мы фиксируем 5-6 таких преступлений. Если же поднять данные статистики за 7 месяцев этого года, то за это время зарегистрировано уже больше тысячи подобных фактов. Хабаровчане перевели аферистам свыше 300 миллионов рублей. В 2022 году за тот же период было совершено только 791 преступление в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
- А какие схемы обмана используют аферисты?
- В основном проверенные. Звонят с подменных номеров. Сейчас технологии позволяют это сделать. У потерпевших отображаются номера реальных банков, отделов полиции и так далее. Говорят, что ваши деньги в опасности или на ваше имя кто-то пытается оформить кредит, мол, срочно нужно перевести деньги на якобы безопасные счета. Люди верят, берут кредиты, снимают накопления и переводят неизвестным миллионы. В настоящее время социальный портрет потерпевшего от мошеннических действий изменился, если несколько лет назад это были в основном пенсионеры, то сейчас жертвами аферистов становятся люди различных профессий - от работников предприятий до бизнесменов. Свежий факт, в полицию обратился преподаватель, вовсе не преклонного возраста, 1989 года рождения. Доверился словам пока неизвестных злоумышленников, что на него пытаются оформить кредит, нужно взять «зеркальный» и перевести деньги на якобы безопасный счёт. Так он лишился 816 тысяч рублей, взятых в кредит.
Или же мошенники бьют на желание лёгкого заработка. Звонят от имени инвестиционных фондов, предлагают сделать выгодное вложение. Начинается всё, как правило, с небольших сумм. Первое время для достоверности своих намерений аферисты даже возвращают людям суммы с солидными процентами. Оборот этого нелегального рынка такой, что для них это не проблема. Человек втягивается в эту «игру», теряет бдительность, набирает кредитов и переводит мошенникам миллионы, которые после этого перестают выходить на связь.
Один из недавних примеров. Семидесятилетней жительнице Индустриального района позвонила женщина, представилась менеджером одного крупного банка. Незнакомка предложила горожанке инвестировать накопления, чтобы значительно увеличить доход. Пенсионерку заинтересовало предложение. Она по инструкции лжеброкера открыла инвестиционный счёт и в течение месяца пополняла его денежными средствами. Так заявительница перевела 3 миллиона 500 тысяч рублей на неизвестные счета. Из них только 90 тысяч - это её собственные сбережения, а всё остальное она взяла в кредит. Когда жительница краевого центра решила вернуть свои вложенные финансы, брокерский счёт оказался заблокирован.
- Ну почему же банки так легко дают кредиты даже пожилым людям?
- Важное замечание. Я убеждён, что этой проблемой должны озаботиться не только правоохранительные органы, прокуратура, Центробанк, ФСБ, но и низовые сотрудники банков. Конечно, подозрительно, когда бабушка или дедушка приходят за крупной суммой. Одного вопроса, а зачем вам такие деньги, явно недостаточно. Дело в том, что мошенники чётко инструктируют своих жертв: отвечайте, что берёте или снимаете средства со счёта, например, на свадьбу внучки либо покупку недвижимости.
Мы сейчас совместно налаживаем работу с рядовыми сотрудниками финансовых учреждений, служб безопасности. Разъясняем, что при малейших сомнениях необходимо расспросить человека: а не звонил ли вам представитель кредитного учреждения или правоохранительных ведомств, или не предлагал ли вам кто-то инвестировать эти деньги?
На днях сотрудники отделения одного из крупных банков в Хабаровске провели такую работу. Человек хотел перевести очень крупную сумму. По обозначенному алгоритму сотрудники банка начали его расспрашивать. Выяснилось, что явно была попытка мошенничества. Вызвали полицию. Возбуждено уголовное дело по попытке мошенничества. А главное, человек сохранил свои деньги. Настроение сразу от таких случаев поднимается, видим плоды своей профилактической работы.
- А ведётся ли в Хабаровске какая-то борьба с помощниками мошенников, так называемыми дропперами - людьми, которые за определённый процент предоставляют аферистам свои счета или карты для перевода на них денег жертв обмана?
- В Уголовном кодексе РФ есть статья №187 «Неправомерный оборот средств платежей». Банковская карта является средством платежа. И если дроппер предоставляет оформленную на его имя карту злоумышленнику и получает за это от него вознаграждение, то он, говоря юридическим языком, осуществляет сбыт этого платёжного средства с неправомерными целями. У нас уже расследуются первые уголовные дела по этой статье в отношении пособников мошенников. До суда пока ещё не дошли. Но совместно с прокуратурой г. Хабаровска и Хабаровского края нарабатываем практику в этом направлении.
- Но ведь такой дроппер, на чью карту переводили деньги жертв мошенников, может просто сказать, что её у него украли или потерял?
- Но у нас есть закон об оперативно-розыскной деятельности, который даёт нам инструмент. Сотрудники полиции проводят ряд оперативных мероприятий, собирают доказательную базу и расследуют уголовные дела в отношении таких лиц. Первый и самый простой вопрос к такому гражданину: а почему же вы не заблокировали карту при её утере?
- Ну и в завершение я бы попросил вас ещё раз проговорить советы, как не стать жертвой кибермошенников.
- Убедите своих пожилых родственников: если они столкнутся с очень старой схемой, когда звонят от имени попавших в беду родственников, прекращать разговор и связываться самим с близкими, которые якобы стали виновниками ДТП или нуждаются в срочной медпомощи. Также важно помнить, что никто из настоящих сотрудников правоохранительных органов, служб безопасности банков, Центробанка и так далее не будет требовать проводить какие-либо манипуляции с картой, требовать оформления кредитов, установить на смартфон какую-то программу, в результате чего вы потеряете контроль над телефоном, а на вас неизвестные оформят кредиты и переведут себе деньги.
Также сейчас в сезон отпусков нужно быть бдительными к объявлениям о сдаче домов, квартир, номеров по предоплате. У нас довольно много уголовных дел расследуются, когда люди переводили пусть и не очень большие суммы, но в никуда.