Главное
Наш край, 30 августа, 12:30

Нам есть кем гордиться: хранитель истории и культуры Николай Рубан


Нам есть кем гордиться: хранитель истории и культуры Николай Рубан
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Дальневосточники, как недавно переехавшие в регион, так и коренные, ведущие род от казаков-переселенцев и аборигенов из народов Севера, не просто так любят свою землю. Рядом с нами, иногда буквально по соседству, живут и работают уникальные личности, творцы и созидатели – о таких людях ИА «Хабаровский край сегодня» в рубрике «Есть кем гордиться» расскажет в серии публикаций, основанных на книге Натальи Думчевой «Личность. История Хабаровского края в лицах». 

Николай Иванович Рубан – ранее генеральный директор Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории Дальневосточного государственного гуманитарного университета, президент ассоциации музеев Дальневосточного региона, член президиума Союза музеев России.

МУЗЕЙ – ЕГО РЕЛИГИЯ И ЖИЗНЬ

Николай Иванович Рубан родился в июле 1950 года в Уссурийске Приморского края. После окончания школы и службы в армии поступил в Хабаровский политехнический институт, который окончил в 1977 году по специальности тепло-газоснабжение и вентиляция.

Казалось бы, его служебная карьера и сложится в русле полученного образования. Рубан прошел разные ступени строительной иерархии, вплоть до кресла краевого чиновника. Однако, судьба Николая Ивановича сделала резкий поворот в 1987 году. Он стал заместителем начальника управления культуры Хабаровского крайисполкома – директором научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры.
Этот период его жизни принёс ему, наряду с радостями нового дела, немало и огорчений. Неудачно было сдано в аренду американцам здание литературного музея, филиала краеведческого, который погряз в ремонте и бесхозяйственности. Обоих директоров пришлось снять с должности.

ДЕТИЩЕ

В 1994 году его назначили директором краеведческого музея – в качестве спасителя создавшегося положения. С утра до вечера из его директорского кабинета можно было видеть обещанную пристройку к старому музейному зданию. Это был глубокий котлован, наполненный до краёв водой. И ни одного человека рядом. И так многие месяцы.

На продолжение стройки денег не давали. Рубан старался их искать, ездил с петициями в Москву, водил на «недострой» министра культуры, столичных чиновников, депутатов Госдумы. Все чего-то обещали, но денег так и не было. Мало кто знает, что стоит для директора музея решить вопрос по средствам для реконструкции или дальнейшего развития. Во-первых, эти средства вне плана. Надо провести десятки встреч, привести массу убеждений, споров, чтобы включить в план следующего года эти финансы.
Но и это еще не победа. Краевое хозяйство огромно и непредсказуемо. Надо ещё получить эти деньги. Это ещё десятки встреч на самом высоком краевом уровне. От одной только мысли, что завтра надо идти к губернатору со своей «вечной» просьбой, теряешь и сон, и аппетит, и покой. Конечно, губернатор по-человечески всё понимает. Но у него тоже десятки непредсказуемых ситуаций по краю, где эти деньги нужнее.

Не секрет, что В.И. Ишаев (губернатор в те годы) включал активно очень жесткие нотки в личных встречах. Седых волос после каждого визита к «папе» заметно прибавлялось. Но прибавлялось и опыта. Н.И. Рубан искал свои «рычаги» в помощь для развития музея, не ограничиваясь границами края.

Долго ли коротко, но, в конце концов, деньги нашлись… И сейчас новый музейный корпус радует хабаровчан, гостей города изящной архитектурой и богатым внутренним содержанием. Наш краеведческий музей – один из лучших музеев современной России и зарубежья.

Николай Николаевич человек увлекающийся, не случайно многие его идеи воплощены в музейном пространстве. Несколько лет, например, у него ушло на поиск и реставрацию парковых скульптур советского периода. В целесообразности их установки в парке скептиков было немало: мол, «Девушка с веслом» - явный анахронизм, и место её на задворках истории.

Рубан выстоял. Скульптуры, которые удалось найти, обновить и установить у пешеходной дорожки за музеем, пользуются живым интересом. Наряду с другими здешними достопримечательностями, типа скелета коровы Стеллера, они стали одним из объектов любительских кино- и фотосъёмок.

Ещё до Рубана в краеведческом музее появилась впечатляющая панорама Волочаевского боя. Она пользовалась неизменным интересом у посетителей, особенно у школьников. За ней установлен постоянный пригляд, вовремя подновляют, словом – берегут. А вот музей на одноименной сопке остался у соседей в ЕАО, вышедших из состава края, и захирел. Николай Иванович долго вынашивал в душе идею поставить на вершине сопки некий символ, примиряющий здесь погибших. Предлагал соорудить крест. Но не сложилось – появилась часовня.

ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ!

Уход строителя в сферу культуры выдержал испытание временем и дал положительные результаты. Музейное дело стало Рубану главным и близким. Его энергия, увлеченность, высокая ответственность, принципиальность позволили в короткий срок вывести краеведческий музей на высокий научный и экспозиционный уровень.

Он никогда не чурался учиться новому. В 1999-2000 годах обучился в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Программа «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры. Музеевед», очень пригодилась ему в будущем.
По итогам всероссийского конкурса «Окно в Россию» в 2000 году хабаровский краеведческий музей был признан лучшим в России. А в 2001 году был аккредитован в Министерстве науки и технологий РФ как научное учреждение, став ведущим на Дальнем Востоке научно-исследовательским и культурно-образовательным музейным центром. В музее сложился творческий, высокопрофессиональный коллектив. Значительную часть его составляют молодые специалисты в возрасте до 35 лет, инициативы, интереса и увлеченности делом, которым не занимать.

Приоритетным направлением деятельности музея, наряду с хранительной и научно-исследовательской, стала работа с посетителем – культурно-просветительская, творческо-досуговая и образовательная. В структуре музея в 2010 году был создан специализированный Культурно-образовательный центр.

Маршрут по дальневосточным достопримечательностям попал на федеральный портал
23 июня 2023, 14:00 0

В его состав вошли все специалисты, работающие с посетителями, профессионалы в экскурсионной, педагогической, маркетинговой, дизайнерской и пиар деятельности. Посетители высоко отзываются о новых экспозициях музея, на базе которых проводятся семинары, курсы повышения квалификации.

Очень интересен, неповторим – детский музейный комплекс. Он не имеет себе аналогов в практике дальневосточных музеев. Самые маленькие посетители в «Детском музее» - мальчики и девочки от двух лет. Их приводят сюда папы и мамы, дедушки и бабушки или в составе групп детских садов.

Через игру, театрализацию, творческие задания и мастер-классы малыши, безусловно, получают толчок к своему дальнейшему саморазвитию. Образовательные программы для школьников строятся с учетом учебных программ. Проводятся они по четырём образовательным блокам: «Природа родного края», «Славянский мир», «Народы Приамурья», «Здесь начинается Россия». Эти занятия проводятся не только в музее, но и в школах, дошкольных учреждениях. Дальневосточный краеведческий музей в год посещает около 45 тысяч человек – хабаровчан, учащихся, гостей города и иностранцев. 

Гродековский музей имеет многолетний опыт создания передвижных выставок. Здесь оперативно зрители знакомятся с историко-культурным наследием, хранящимся в музее. Востребовательность такой формы работы очень высока. Это не может не радовать музей и его директора, хотя дело это хлопотное и ответственное.

НОВЫЕ ДЕЛА 
Одним из главных результатов деятельности Рубана стало создание в 2008 году новой экспозиции музея Амура. Построена она на основе инновационного проекта с использованием современных мультимедийных технологий. Здесь использованы высокий научный и художественный уровни, а также музеефикации прилегающей территории.

Под его личным руководством отреставрирована и восстановлена пушечная батарея. С особой любовью создан «Сад камней», музей археологии. Возрождена исследовательская лаборатория, единственная на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Она насчитывает свыше 30 тысяч единиц хранения памятников древней истории.
ЭксклюзивКультура
Археолог Тамара Година раскрывает тайны, спрятанные под толщей земли
10 марта 2023, 15:05 0

Иногда в музее случаются совершенно неожиданные встречи. Из рассказа бывшей хабаровчанки Вероники Ч.: «С краеведческим музеем я познакомилась в раннем детстве, когда мне было года три. В Хабаровск мы приехали с Урала, после окончания родителями университета, и естественно мало что знали о Дальнем Востоке. А за знаниями родители повели меня в краеведческий музей, тогда он ещё располагался в одном здании. Вот тут-то я и увидела впервые, какие бывают медведи и волки, лоси и тигры, песцы и лисы… И, признаться, очень испугалась их воинственного вида. Никакие уговоры, что звери не живые, не могли унять мой страх и плач. Пришлось на этом экскурсию и закончить.

Кажется, до самой школы я не была больше в музее. Но зато побывала, опять же с родителями, на Сикачи-Аляне, излазив все полузатопленные камни с диковинными личинами, проплыла на экскурсионном пароходе до низовьев Амура, обозрела вокруг Хабаровска все окрестности, собирала лимонник и дикий виноград, не говоря уже о грибах, которых в ту пору было полно за городом. Потом уехала учиться и в Хабаровск наведывалась только на каникулы, а после – в отпуск. По традиции в один из дней мы отправляемся с родными в музей. Ведь там всегда есть что-то интересное и новое.

Нынешним летом мы решили в первый раз сходить в археологический музей. А там, нас ожидал подлинный подарок судьбы (мы даже не поверили сначала) – выставка «Пермские боги». Что это такое, мы знали из фото книги «Хребет России» писателя Алексея Иванова, так он называет Урал. В книге сто новелл об Урале и около шести сотен фотографий. И среди них новелла «Христы в темнице».

«На кого похожи Христы из Пермской галереи? – спрашивает Алексей Иванов. И сам же отвечает – На оборотней, которые почти превратились в людей, но трансформация ещё не завершилась. Крещеные инородцы молились Христу, и Христа они изображали так, как им было понятно: идолом. Язычество сошлось с христианством и породило удивительных «пермских богов».
Скульптуры из коллекции «Пермские боги» представлены в Музее археологии
07 сентября 2017, 17:30 0

Этим Христам не нашлось места у иконостаса, и они сидят в особых резных домиках, вроде «сеней», только со стенками. Домики называются «темницами». Уральские Христы – боги в темницах…

Деревянных Христов первым заметил пермский искусствовед Николай Серебренников. Он начал собирать их в 1922 году, а прекратил в 1928. Собрал две с лишним сотни скульптур. Не та была эпоха, чтобы беречь Иисусов. Но спасенное Серебренниковым – языческий подвиг «во Христе».

Всё, что мы вычитали у А. Иванова, было страшно интересно. Но где и как увидеть этих самых деревянных Христов?

И вот мы стоим перед дверью Хабаровского музея археологии, а за ней – наша мечта…

Мы провели на выставке несколько часов, не по одному разу возвращаясь то к одной, то к другой деревянной скульптуре, перечитывая сопровождающий каждую текст пояснений. Не стали даже расспрашивать смотрителей, как эта коллекция попала в Хабаровск. Потому что были почему-то твёрдо уверены, что попала она сюда стараниями Рубана».

С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ 
Всех, кто побывает в археологическом музее, не сможет не заинтересовать и расположенное рядом «Первобытное подворье». Его открыли в мае 2013 года для проведения тематических занятий, театрализованных представлений, мастер-классов, изучающих древнюю историю Приамурья. Здесь вас «встретят» керамические каменные топоры, заготовки древков для копий, а вместо привычных сидений вам предложат деревянные чурки. Не заказан сюда вход и одиночным посетителям. Вниманием их не обделят. И родителям с детьми тоже скучать не придется. В «Археологической песочнице» можно попытаться отыскать свою «Трою». В «Гончарской мастерской» - сделать себе украшения, посуду или сувенир из глины. В «Каменной мастерской» можно попробовать изготовить наконечник стрелы. Ну, разве не интересно?

В середине 2012 года среди музейщиков горячо обсуждался вопрос о работе музеев в вечернее время. Опыт такой в стране уже имелся. Ну и гродековцы, которые давно уже не чураются ничего нового, не захотели остаться в аутсайдерах.
ЭксклюзивКультура
Шахназар Шахназаров мечтает сделать скачок во времени
05 января 2020, 09:50 0

С марта 2013 года музей стал работать каждый четвёртый четверг месяца до 21-го часа. Для ускорения дела придумали бонусную программу «Музейный Overtime». Пришел человек в этот вечер в музей, он не только познакомится с его экспозициями и выставками, но и получает возможность посетить лекции, презентации и даже ночные экскурсии.

Замечательное название бонусной вечерней программы придумали сотрудники Культурно-образовательного центра. Здраво рассудили, что «сверхурочная работа» соответствует в английском языке известному в мире хоккейных болельщиков термину «Overtime». Так и будет! Для «ночных» посетителей стали обязательными экскурсии по новым выставкам или тематические лекции. Появилась уникальная возможность прогуляться по ночному музею, не дожидаясь очередной «Ночи в музее».

Наверняка, незабываемым для участников экскурсии «Мифы и легенды Волочаевки» стало обозрение панорамы в уникальном свете, который давали только фонарики в руках. Или на экскурсии «Таёжные сумерки» попасть в ночной лес и наблюдать за жизнью его обитателей. А повезёт, то сможете разгадать «Тайны Амура», совершив небольшое ночное путешествие по великой дальневосточной реке…

«Ночные посетители» имели возможность прослушать лекции о творчестве известных дальневосточных художников ХХ века А.В. Шишкина и В.Н. Высоцкого. Услышать рассказ преподавателя ДВГГУ С.В. Тамулевич об искусстве анимации, побывать на презентации книги Б.Н. Фомина «По дороге кремниевой жизни» и увидеть его коллекцию кремниев и т.д.

Самые тесные связи связывают музей с Хабаровской региональной общественной организацией Союзом обществ дружбы с зарубежными странами. Вот как комментирует это его директор З.П. Ройтман: «Гродековский музей – один из самых надёжных друзей нашего общества дружбы. С какой бы просьбой я не обратилась к Николаю Ивановичу Рубану, он всегда нас поддержит, что делают сейчас далеко не многие. Мы ведь – общественная организация. И кроме богатого опыта установления дружеских связей, поддерживания их, развития и укрепления путём совместных мероприятий, встреч, мы мало чем ещё располагаем. Но общества дружбы живы и продолжают действовать.

Так мы, можно сказать, исхитряемся ежегодно проводить международную выставку детских рисунков «Мы – дети одной планеты». Участвуют в ней представители разных стран и городов. Скажем, на последнюю, которая в прошлом году уже была 25-й, поступило более 600 рисунков из Японии (Ниигата, Иокогама, Аомори), Китая и Шанхая, Вьетнама и КНР, стран бывшего СССР – Белоруссии, Туркменистана, городов России – Калуги, Челябинска и даже Москвы…

И вот тут нам всегда на помощь приходит Н.И. Рубан. Берёт под крышу музея выставку, и она работает, пока вызывает интерес посетителей.

Кстати, и «Дни немецко-российской культуры» традиционно отмечаются в краеведческом музее выставками. Авторами которых бывают фотографы, художники и журналисты из двух стран. В центре внимания выставок всегда находится человек; проводятся мастер-классы.

Конечно, мы с радостью откликнулись на просьбу музея принять участие в «Музейном Overtime». Дело в том, что при обществе дружбы «Россия – Япония» уже не один десяток лет работает женский клуб «Судзуран» («Ландыш»). Интересуются страной Восходящего солнца его члены глубоко и серьёзно, традиционно собираясь не реже одного раза в месяц. И тоже вечером.

Так что в новые путешествия по Японии «Судзуран» теперь отправляется из краеведческого музея. Члены клуба и вечерние посетители музея познакомились с префектурами Тоттори, Канагава, увидели три самых удивительных памятника природы Японии – залив Мацусима, остров Ицукусима; «Мост между небом и землёй» - Аманохасидатэ в префектуре Киото, познакомились с музыкальными инструментами, историей и разнообразием кимоно, вееров и другими примечательностями».

В год 120-летия музея (в 2014 году) Н.И. Рубан стал организатором I Музейного форума Дальнего Востока «Музей – открытая книга для всех». Тогда были открыты две новые экспозиции – «Губернаторская гостиная» в здании музейно-культурного центра «Амурский утёс» и интерактивная экспозиция «Лабиринты Подземелья» - в музее археологии.

Научно-исследовательская деятельность музея является одним из его ведущих направлений. Н.И. Рубан инициировал организацию региональных научно-практических конференций «Гродековские чтения». Они заслуженно получили признание среди ученых дальневосточного региона и объединили научные силы Хабаровского края.

По его инициативе создан научно-издательский отдел, который готовит совместно с научными сотрудниками, монографии, сборники статей, каталоги и другую научную и научно-методическую литературу. Он является главным редактором периодически издаваемых сборников «Записки Гродековского музея».

Он рассказывает о культуре коренных малочисленных народов
20 декабря 2022, 09:45 0

В 2001 году Н.И. Рубан защитил кандидатскую диссертацию по проблемам музейного строительства на Дальнем Востоке. Ведёт педагогическую работу, является доцентом политической истории в гуманитарном институте. У него более сорока научных статей и монография по этим проблемам. Среди них – «Музееология», рекомендованная в качестве учебного пособия для студентов вузов региона, «Словарь основных музейных терминов», «Из истории зарождения православной культуры Приамурья XVII», «Христианство на Дальнем Востоке», «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI вв.» и др.

Н.И. Рубан награждён нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Он лауреат Почетной грамоты министерства иностранных дел Японии за развитие международных связей в области культуры, имеет многочисленные грамоты и благодарственные письма научных организаций и иных учреждений Хабаровского края.

По настойчивой инициативе Рубана в Гродековском было создано Приамурское историко-родоведческое общество (ПИРО). С 2008 года оно выпускает свой «Вестник».

«Выпуск нового музейного издания, - говорится во вступительной статье «Вестника», - всегда интересен, проект долгожданный и весьма нужный, имеющий отношение к нашей общей памяти. А она, как известно, складывается из воспоминания многих людей и их родословных, бережно хранимых в семье, либо открываемых заново. И такие крупицы памяти, собранные воедино, конечно, расширяют кругозор… Ведь многие наши земляки, являющиеся потомками первопоселенцев, по сути, являются коренными жителями региона. И хорошо бы знать их корни, поскольку в советский период считали небезопасным для себя исследовать историю, а сейчас как раз наступает то время, когда об этом нужно говорить».
ЭксклюзивКультура
В историческом корпусе предлагается посмотреть 13 экспозиций
21 февраля 2022, 14:28 0

Люди, которых общество объединяет, увлечены поиском своих родословных, о чем рассказывают в печатном издании. Директор музея, главный редактор «Вестника», подаёт в этом пример.

В первом номере в статье об истории заселения Дальнего Востока, он глубоко и интересно размышляет о том, как сложно, напряженно шел этот процесс. Ведь он и сам из тех, чьи предки заселяли окраину России.

«Многочисленная семья моего прадеда Моисея Фёдоровича Рубана из Черниговской губернии, - пишет, в частности, Николай Иванович, - весной 1884 года отправилась через Одесский порт по Суэцкому каналу в неведомый Южно-Уссурийский край. На пароходе возникшего тогда Доброфлота, очень скоро, за 40-45 суток, семьи переселенцев добрались до порта Владивосток и далее к Никольск-Уссурийскому, обосновавшись окончательно на добротных и плодородных землях в сёлах Михайловка и Дубки. Дружное переселенческое сообщество состояло из семей братьев Моисея и Сергея. Очень скоро, помогая друг другу, братья смогли создать на новых землях собственные хозяйства. В семье Моисея Фёдоровича Рубана и Варвары Онуфриевны Рубан родились дети: Михаил, Степан, Акулина, Елена, Григорий, Нестор. Степан Моисеевич (дед автора) родился в 1872 году в Харьковской губернии, к 1900 году обзавёлся собственной семьёй: у него появились сыновья: Моисей, Михаил, Павел, дочь Татьяна, Дмитрий, Иван (отец автора), Филипп, Иосиф (погиб в годы ВОВ), дочери Мария и Антонина.
В тридцатые годы многие семьи детей Моисея были раскулачены, отправлены в Сибирь, в Барнаул и другие места. Всё нажитое было оставлено, либо продано за бесценок. И сегодня, теперь уже незнакомые родственники живут в других городах, отчаянно ищут свои родные корни…»

Но род выстоял. В статье приведён большой список из 318 персон – потомков основателя рода Фёдора Рубана, начиная с 1830 года…

- Изучая свою родословную, - глубоко убеждён Николай Иванович Рубан, - мы видим, насколько крепкие семьи сюда приезжали, как правильно они тогда поступили, что приехали сюда, заселили этот необъятный край, ставший родным и для русских, украинцев, людей других национальностей. Вот этот факт требует изучения, и чем больше мы об этом узнаём, тем больше просвещаем нынешнее поколение, ведь речь идёт о патриотизме и бережном отношении к этому уголку Родины, на которой мы живём.

 

 

 

 

 

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме