Дальневосточное лицо гончарного искусства

Дальневосточное лицо гончарного искусства

05 Января 2020 1129

Дальневосточное лицо гончарного искусства

05 Января 2020 1129
Поделиться
Поделиться
Отправить
Душевный трепет перед народными ремеслами хабаровчанин Шахназар Шахназаров впитал в прямом смысле с молоком матери. Та была искусной мастерицей и даже родила его, когда ткала ковёр. Вспоминает, что еще подростком он питал необъяснимую тягу к разного рода черепкам старой посуды, которые часто встречались в окрестностях села в его родном Азербайджане. Часами мог рассматривать осколки с орнаментом, представляя, как выглядел целый сосуд. Не удивительно, что именно гончарное искусство стало в итоге делом его жизни.

Исконно дальневосточное


От разнообразия глиняных чаш, масок, кувшинов и статуэток всевозможных калибров в гончарной мастерской, что в подвале старинного дома купца Люббена в Хабаровске, разбегаются глаза.

Сотрудник хабаровского музея археологии Шахназар Шахназаров уверяет – это лишь скромная проба пера. Главная идея - создать собственный стиль керамики на основе традиций, существовавших на Дальнем Востоке тысячи лет назад.
- В каждом регионе мира у гончарного искусства есть своё лицо, в России своими оригинальными изделиями из глины гордятся несколько областей, известные уникальные стили имеют азиатская и европейская керамика, а древние традиции народов Дальнего Востока оказались прерваны тысячи лет назад, - рассказал он корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня». – Я хочу совершить скачок во времени, взять оттуда незаслуженно забытые орнаменты – «амурскую плетёнку», спирали, формы и перенести их в настоящее, создать собственный стиль на этой основе.

Технологии изготовления глиняных сосудов жителям Дальнего Востока стали известны более 12 тысяч лет назад, задолго до пирамид Египта и загадочной культуры шумеров. Форму всегда диктовал быт: люди начали с простейших изделий в виде глубокой тарелки, а нанесённый на стенки орнамент, как предполагают учёные, выполнял информативную функцию, сообщал хозяину, что именно в этом горшке хранится, и в то же время оберегал содержимое.

ЭксклюзивКультура
Находка сделана на территории поселения древних людей в Еврейской автономии
04 Декабря 2019, 14:00 0

- Рисунки создавались верой человека в кого-то или во что-то, сейчас это больше декоративная функция, моя главная задача сегодня – зафиксировать эту традицию за Дальним Востоком так, чтобы это было узнаваемо и не перекликалось с обычаями других регионов мира. Многие люди пытаются себя реализовать в лепке, но в большинстве идёт либо слепое подражание, либо смешиваются стили, теряется истина, когда на русскую форму наносят азиатские рисунки.

Основы народных ремёсел школьнику Шахназару привил дед, мастер - золотые руки, все, за что ни взялся бы, получалось красиво. Мальчик подражал, ошибок было много, а дед только смеялся, мол, научишься, на своей шкуре нужно все испытать, только так понимание придет.

Путём проб и ошибок


В детстве Шахназар хотел стать историком, потом археологом, потом архитектором, но жизнь расставила все по своим местам.
- После 10-го класса было желание пойти отучиться в профтехучилище на курсы чеканки по меди и резьбе по дереву и камню, родители были против. Отслужил армию, вернулся в деревню, подумал: Родина большая, а поеду-ка я на Дальний Восток, так в 1984 году по комсомольской путёвке оказался в Хабаровске.

Здесь освоил несколько профессий, в 1996 году закончил колледж искусств по специальности «художественная обработка древесины», а через пару лет устроился на завод керамики, был такой в Хабаровске. В одном из цехов увидел бесхозный гончарный круг. Глины вокруг много, она бесплатная, начал в свободное время осваивать и кое-чему научился. Завод закрылся, а через несколько лет супруга случайно увидела объявление: «в музей археологии требуется гончар». На собеседовании показал, что умеет, и тут же влился в ряды сотрудников. С тех пор только совершенствует искусство.


DSC_0028.JPG

- Это ремесло столетиями передавалось естественным образом от учителя к ученику, все секреты шли от поколения к поколению: как размять глину, как сформовать, чтобы не растрескался при сушке, как покрыть глазурью, до большинства вещей пришлось доходить своим умом. Гончарное дело было, как предмет в колледже, но всё в теории и в учебниках, а как своими руками сделать? Были мастера, обращался к ним за наукой, но свои тайны никто не раскрыл. Сказали: зачем самим себе конкурентов готовить. А я считаю, что больше людей надо научить, чтобы ремесло не пропадало.

Плетёнка и спираль друг другу помогают


В хабаровском музее археологии появились курсы, где Шахназар Шахназаров знакомит желающих с основами лепки из глины, работой на гончарном круге и технологиям обжига. За несколько лет обучил более 50 человек, некоторые из них открыли собственные школы мастерства производства керамики, но его это не беспокоит, в профессии еще уйма тайн, всех ученикам не раскроешь, потому что сам чуть ли не каждый день находишь в мастерстве уникальное.

Говорит, что хотел бы изучить мастерство производства фарфоровых изделий, но пока для него это слишком дорогое удовольствие: теоретические знания есть, а особых материалов и оборудования нет.

ЭксклюзивКультура
Семья гончаров возрождает древнюю технику в Хабаровске
26 Марта 2018, 10:00 0

- Думаю, что ничего особо сложного в этом ремесле нет, нужно уметь пользоваться глиной и создавать форму. Впрочем, чтобы сделать действительно хорошую форму, нужно всё-таки быть неплохим художником, а дальше у каждого свой путь, свои усилия. Нужен творческий импульс, как любому художнику и скульптору, некое осмысление и переработка идеи, а так - практически любого человека максимум за десять занятий можно научить всем основным навыкам.

Материал для своих изделий он нашёл неподалеку от города, два участка - на Красной речке и на Осиновой речке, качество его устраивает. Хватает и для скульптур, и для декоративной керамики, но главное направление творчества всё же гончарное – сосуды, кувшины, чаши. Экспериментирует с традиционными орнаментами древнего Приамурья, что неоднозначно воспринимают профессиональные археологи: как так, «вознесеновская спираль» соседствует с «амурской плетёнкой», это же разные эпохи, между которыми столетия.

Но гончар Шахназаров считает, что вправе использовать в своих узорах те символы, которые за многие века не исчерпали своей значимости. Все они родились на дальневосточной земле, а значит, вполне могут стать элементами особого орнамента, присущего только этой территории. Чтобы человек смог взять в руки вещь с таким рисунком и ему сразу стало ясно – сделано на Дальнем Востоке.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Авторизуйтесь на сайте через социальную сеть для возможности комментирования. Авторизуясь, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.

Другие новости рубрики:
Первыми к мастеру из Комсомольска обратились авиастроители
0 24.01.2020 11:00:00
Самой популярной электронной книгой стал сборник «Ведьмак»
0 23.01.2020 11:00:00
Лента о Валерии Халилове называется «Дирижёр духа»
0 21.01.2020 15:45:00
От Тихоокеанской лиги во второй тур прошли 4 команды
0 21.01.2020 14:30:00
Культура 21.01.2020 09:00:00
Итоги «Ледовой фантазии» подвели в краевой столице
21 Января 2020 0
Культура 18.01.2020 16:00:00
Ассоциация корейцев ДВ и Сибири отметила своё 15-летие
18 Января 2020 0
Культура 18.01.2020 15:00:00
Предметы найдены в 2017 году при раскопках в черте краевого центра
18 Января 2020 0
Культура 17.01.2020 11:30:00
Мастера проекта «Поколение М» выбрали 100 самых лучших фотографий
17 Января 2020 0
Культура 16.01.2020 12:30:00
Новинки кинематографа уже сейчас доступны
16 Января 2020 0
Культура 16.01.2020 11:30:00
Гродековский музей присоединился к международной акции #MuseumSelfie
16 Января 2020 0
Культура 16.01.2020 09:30:00
Художественный руководитель и один из солистов коллектива рассказал о впечатлениях и планах
16 Января 2020 0
© 2020 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 18+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.