Главное
Культура, 26 марта, 10:00

Как Пелёнкины бизнес на глине основали

Семья гончаров возрождает древнюю технику в Хабаровске

Как Пелёнкины бизнес на глине основали

Что нужно семье, у которой уже всё есть, для абсолютного счастья? Совместное созидание - решила чета Пелёнкиных и окунулась с головой в то, в чём практически невозможно достичь совершенства, но можно бесконечно к нему стремиться, - гончарное искусство.

Алексей и Наталья - не потомственные керамисты и даже не художники. Глава семейства - крановщик, а его жена - экономист по профессии. Но, уйдя в декрет, на работу она не вернулась, потому что вместе с мужем нашли то, что всегда хотели обрести, - своё собственное дело.


Небрежность и лоск

Мастерская в их доме, который построил Алексей, залита солнечным светом. Из её окон открываются виды на заснеженные поля, а на стеллажах красуются вазы всевозможных форм, цветов и фактур, кувшины, тарелки и прочая керамическая утварь.

- Пару лет уже занимаемся керамикой, но до сих пор ищем свой стиль. Эксперименты никогда, наверное, не наскучат, - говорит Алексей, демонстрируя работы. - Существует множество стилей, техник, покрытий - попробовать хочется всё.
Он показывает необычный экземпляр - вазу, будто окутанную застывшей вулканической лавой. Это "раку" - японская технология. Глиняный черепок покрывается глазурью - растертым в пыль стеклом, окрашенным оксидами металлов. Каждая глазурь после обжига в печи дает свой уникальный цвет и оттенок. Каким он будет, зависит от температуры и техники смешивания. Предугадать, как будет выглядеть результат обжига, сложно. Как и повторить в точности такой же.



В центре мастерской стоят два гончарных круга - главных героя этого пространства. Алексей сделал их своими руками из стиральных машин. С них начинается завораживающий процесс рождения авторских керамических изделий. Здесь обретает форму глина, добытая, кстати, неподалёку, на участке. Чета гончаров может похвастаться тем, что им не приходится заказывать её с запада страны, как это делают другие мастера.
- У нас её сколько душе угодно. Мы привыкли уже к своей глине, приручили её. В самом начале она рушилась, капризничала. Но и здесь есть свои плюсы. Да, на один хороший результат приходится десять ошибок, но ведь так появляется авторский стиль, - считает Алексей. — Вот, например, ваза неправильной формы, будто заваленная на бок. Это тоже результат ошибки, которую я не стал исправлять, а "расколбасил" по максимуму. Кстати, подобные вещи вызывают у покупателей порой больший интерес, чем вазочки "с иголочки". Там, где есть какая-то небрежность, асимметрия, отпечаток листьев, - это вызывает эмоции. А если всё гладенько, многие воспринимают это, как фабричное изделие - штамповку.
Элемент шоу

Но всё же глава семьи считает, что красота - она в простоте. Да, эксперименты затягивают, но нужно уметь обуздать разыгравшуюся фантазию. Поэтому в мастерской буйство красок и фактур чередуется с лаконичным минимализмом. Сейчас Алексей увлёкся чернолощеной керамикой. Она отличается простотой и благородством одновременно. Хотя история её началась ещё до нашей эры, выглядят изделия, выполненные в этой технике, суперсовременно.

- Изготавливаются они традиционным способом - из глины, затем подсушиваются и разглаживаются лощилом. А сам волшебный процесс чернения происходит уже в печи, - говорит мастер. - Технология черного лощения очень интересная, но достаточно редкая в наши дни. Мы хотим её возродить.
Наталья же любит привносить жизнь в свои изделия. Её кухонная посуда украшена изображениями птиц и зверей, в текстурах угадываются травы и цветы.

Вазы из архива (6).jpg
- Мы и с другими делимся радостью созидания - проводим мастер-классы  в своей мастерской, - говорит она. - Приходят и взрослые, и дети. В процессе рождения керамики присутствует ведь элемент некоторого шоу - работа на гончарном круге. Нам довелось участвовать в городской ярмарке, где не было отбоя от желающих попробовать свои силы на нём. Я знаю, что подобные занятия где-нибудь в центре города пользовались бы популярностью. Но нам пока хочется посвящать время собственному мастерству и творческим поискам.
Секрет для династии

Наталья признаётся, что в начале пути всё было достаточно прозаично - не хотелось ходить на работу.

- Не сказать, что керамика была нашей мечтой. Скорее мы были готовы создать что-то своё. Перебирали разные варианты и познакомились с гончарным делом. Стало очень интересно попробовать, тем более, что можно заниматься вместе. Нет деления на мужское и женское. Дочки, кстати, охотно подхватывают наше увлечение, - рассказывает хозяйка дома.
Семья уже задумывается о маленьком магазинчике авторской керамики в будущем. Но Алексей с Натальей не спешат - им по душе путь оттачивания мастерства, поиски индивидуального стиля и, конечно, фирменного секрета. Ведь каждая гончарная династия передаёт из поколения в поколения тайную технику, которая и делает их вещи уникальными.
- У каждого человека должен быть свой путь развития, - считает Алексей. - Я, например, уже очень хороший крановщик - ну и что? Дальше развиваться некуда. А гончарное дело — это то, в чём можно совершенствоваться бесконечно.
Вазы из архива (9).jpg
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме